Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Биреуню алтынындан кесинги багъырынг ахшы.
Иги тукъумну жарлысы жокъ. Своя медь лучше чужого золота. В хорошем роду бедняков не бывает. Осал тукъум къыйын кюнде жыйылмаз, Жыйылса да, бир оноугъа сыиынмаз. Иги тукъум — бир бирине таянчакъ, Осал тукъум — кимге болса жалынчакъ. Плохой род в нужный день не соберется, А собравшись, к одному мнению не придет. В хорошем роду все другу другу опора, В плохом — заискивают перед кем попало. Эт - сизники, сюек — бизники. (Сабийни ата жууукълары — ана жууукъларына.) Ахлусуна аман — кимге да аман. Иги юйюр атасы и а тынгылар, Иги тукъум таматасына тынгылар. Плоть — ваша, кость (род) — наша. (Родичи отца ребенка так говорят родичам его матери.) Кто плохо относится к близким, Плохо относится и ко всем остальным. Хорошая семья слушается отца, Хороший род — главу рода. Дружный род всегда имел своего главу - тукъум тамата, не обязательно старшего по возрасту, но энергичного и разумного человека, который и следил за жизнью родичей, собирал их на советы, руководил торжествами и т. д. Такие главы родов пользовались большим авторитетом в народе. Кровное родство высоко ценилось, к родичам старались относиться бережно, чутко, но в принципиальных случаях особо на родство не полагались, о чем говорит множество изречений типа «Добрый сосед лучше плохого брата». Чувство родства, родной крови в человеке очень сильно. К примеру, карачаево-балкарцы - народ открыто, нескрываемо брезгливый в отношении к чужому телу. Даже очень добрые и отзывчивые люди признавались, что им было тяжело ухаживать за беспомощным больным (чужим, из другого рода - когда волей-неволей приходилось это делать), и вовсе не потому, что им не было жаль его или они не хотели терять время на него, а именно потому, что с трудом преодолевали свою брезгливость. Но я никогда не слышал, чтобы так говорилось о родственнике, пусть даже человеке неприятном. По тем же, видимо, причинам кара-чаево-балкарцы не любят сильные ароматы, предпочитая запах чистого воздуха. Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (07.04.2014)
|
Просмотров: 814
|
|
Всего комментариев: 0 | |