Суббота, 20.04.2024, 14:00

Карачаевцы и балкарцы

Байны кёзю малда, джарлыны кёзю джалда.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

5. Тёре - суд, совет, закон
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

VIII.Джамагъат - общество
Тёре айтырыкъны билмесенг,
Салып Тёреге барма.
Талай бла талашма,
Тёре бла даулашма.
Тёре кесген бармакъдан
Оймакъ толу къан чыкъмаз.
Жут кишини Тёреге сайлама,
Сайласанг а — къайнама.
Бий Тёреден къоркъады,
Тёре Тейриден къоркъады.
Эл бир бирин ашай,
Тёре да ултха бла жашай.
Тёреде тюзлюк болса,
Тийреде низам болур.
Телиге тёре жокъ.
Тёреден къоркъма да,
Тёречиден къоркъ.
Келечиге жаз тил керек,
Тёречиге баз тил керек.
Адетден чыкъгъанны къулагъы кесилир.
Бир шагъат - шагъат тюйюлдю.

Не зная, что скажет суд,
На судилище не ходи.
С множеством (людей) не борись,
С судом не спорь.
Из пальца, отсечённого по решению суда,
Не вытечет и наперстка крови.
Алчного человека в Тёре не избирай,
А избрав — не возмущайся.
Князь боится Тёре,
А Тёре боится Тейри.
Люди поедом едят друг друга,
А Тёре живет взятками.
Если в Тёре будет правда,
В округе будет порядок.
Для дурака законов нет.
Не бойся закона -
Бойся судьи.
Сватам нужна речь иносказательная,
А судье — речь уверенная.
Нарушителю обычаев ухо отрежут.
Один свидетель — не свидетель.

Несмотря на то, что Тёре (в эпоху военной демократии - собрание свободных мужчин общества, позже - законодательно-судебные выборные органы) в каждом селении избирались всем свободным населением, оно осуществляло власть и большей частью ассоциировалось с власть предержащими - князьями. Но столь же часто князья и Тёре конфликтовали, а Большой Тёре (Уллу Тёре) мог и сместить князя. Выборы не гарантировали того, что в Тёре будут избраны только достойные доверия люди, которые не поддадутся искушению принять взятку. Поэтому отношение к этому органу двойственное, одному составу или судье верят, другому - нет.

Карачаево-балкарская народная юриспруденция была разработана весьма детально (к сожалению, тема пока ждет своего исследователя). Об этом свидетельствует и развитая терминология: сюд - «суд» (русское «суд» происходит от этого термина, в праформе сюз - «анализ, рассмотрение»), сюдю - «судья», тёречи - «член Тёре, судья»; арам, шагъат -«свидетель», таджи шагъат - «очевидец, свидетельство которого, по закону, приравнивалось к показаниям двух человек, не бывших свидетелями случившегося», айрахчы, айгъакъчы - «доказчик, следователь», ёкюл, жакъчы - «защитник», бегеуюл - «судебный пристав», мырта-закъ - «стражник, полицейский» и т. д. Перед произнесением приговора ударяли в литавры (дауурбас). Интересно, что эта традиция дожила до 20-х годов прошлого века в народных судах, но заменилась выстрелом из ружья.

Последние два изречения помещены здесь для примера. За нарушение некоторых законов и обычаев виновному отрезали ухо (поэтому шаловливому мальчишке и сейчас шутливо грозят: «Угомонись, а то ухо отрежу»). Свидетельство только одного человека Тёре в расчет не брал.

Слово тёре, имющееся и в других тюркских языках, в карачаево-балкарском имеет значения «законодательное собрание; закон, обычай; суд» (Большой Тёре мог не только смещать князей, но и отменять одни обычаи и законы и вводить другие). Происходит термин, вероятно, от тёр - почетное место в доме, возвышение (ср. обращение в нынешних судах - «Высокий суд!»).

Просмотров: 712 | Теги: совет, 5. Тёре - суд, закон

Всего комментариев: 0
avatar