Вторник, 23.04.2024, 19:20

Карачаевцы и балкарцы

Бет кюнден да джылыды.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

17. Факъырачы - нищий
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

VI.Сынау - испытание
Адам къолгъа сюйюп къарамайды,
Тилей эсе, бермей жарамайды.
Ушхууурчу — тамалсыз,
Садакъачы — амалсыз.
Тёлеген — санап,
Тилеген — сыпан.
Садакъа бермеучю — садакъа тийишли.
Факъырачыны къапчыгъы тешик.
Садакъачы ач жыл къысар.
Факъырачыны дауу жокъ,
Дауу жокъну — жауу жокъ.

Человек нищенствует не по своей воле,
Если он просит, не подать нельзя.
У нахлебника нет достоинства,
У нищего — выхода.
Кто платит — считает,
Кто просит (подаяние) — испытывает (тебя).
Кто не подает нищим достоин подаяния.
Котомка нищего дырява (свое занятие не бросит).
Попрошаек много в голодный год.
У нищего нет претензий,
У кого нет претензий, нет и врагов.

В прошлом среди карачаево-балкарцев были рабы и рабыни, крепостные, бедняки и батраки, но нищих не было и не могло быть. Нищета одного человека могла покрыть позором весь его род. Чтобы не потерять уважение в обществе, род считал своей святой обязанностью помочь родичу, потерявшему состояние в силу разных обстоятельств. Состоятельные люди, кроме того, по осени выделяли слабым семьям часть скота (вдовам, сиротам, беднякам) - зекят, согласно шариату. Как уже говорилось выше, просить подаяние для карачаево-балкарцев было совершенно немыслимым делом (в силу национального характера), гораздо хуже смерти. (Показательно, что и в языке нет таких терминов, слова факъыра, садакъа - «милостыня, подаяние» - из арабского.)

Однако к нищим отношение было самое гуманное, вплоть до последнего времени. Нельзя вдаваться в рассуждения о том, почему человек просит милостыню, или распрашивать его самого: если просит - подай. Конечно, народ при этом понимал, что нищих не убавится. Объясняли себе нищенство тем, что у человека не осталось никакого другого выхода, тем, что он сломлен, а как и почему - не наше дело, Бог ведает, что там творится в других землях и народах. Более того, нищие рассматривались как посланные самой судьбой для испытания на человечность, милосердие. Неслучайно существует выражение: Факъырачыпы сомун сыйыргъанлай - «Словно у нищего рубль отобрать», определяющее предел морального падения. Не подающий подаяния сам достоин милостыни.

Но совсем иначе говорится в Кодексе о нахлебниках, т.е. соплеменниках, эксплуатирующих доброту своих знакомых, родственников и соседей. К ним, в отличие от нищих, отношение презрительное. Оно и понятно - имея возможность работать и жить не хуже других, они выпрашивают, при этом не признавая себя нищими, т.е. притворяются (а ко всякой форме притворства, хитрости, двуличия, позерства, т. е. лжи, как уже говорилось, отношение в народе резко отрицательное). Отсюда, например, прозвище ушхууурчу - букв, «ужинолюб», «являющийся к ужину».

Просмотров: 614 | Теги: 17. Факъырачы - нищий

Всего комментариев: 0
avatar