Пятница, 29.03.2024, 08:56

Карачаевцы и балкарцы

Ана къойну - балагъа джаннет.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

13. Саусуз - больной
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

VI.Сынау - испытание
Аурумагъан ауруса,
Дарманнга мюлкюн берир.
Ауругъан жерден къод кетмез.
Саусузну саны жанына тузакъ.
Саулукъгъа — сакълау,
Саусузгъа — жокълау.
Ауругъанны сау билмез.
Аурумагъан сорукъмаз.
Аллах бирди — шайтан кёп,
Саулукъ бирди — ауруу кёп.

Когда дотоле не болевший заболеет,
Он за лекарство отдаст все состояние.
Ладонь не покидает больное место.
Тело больного — ловушка для его души.
Здоровье нужно беречь,
Больного — навещать.
Здоровый больного не поймет.
Здоровый не утомится.
Бог один, а бесов много,
Здоровье одно, а болезней много.

Отметим все ту же последовательность в мышлении творцов Кодекса. Если в самом общем смысле говорилось, что душа (дух) человека - дитя или гость тела, то в случае болезни она становится пленницей тела, чувствует себя в ловушке, в заточении, беспомощной. Покинуть тело она не может, до назначенного срока, но не может и исправить неполадки в организме. Только здоровая плоть не утомляется, поэтому и требуется беречь здоровье, думать о своем теле. И, разумеется, ухаживать за больными, проявлять к ним сочувствие.

В последнем изречении содержится интересная аналогия. Бог является нераздельным единством и един, в то время как воплощения зла, бесы, многочисленны и единства не составляют. Здоровье также одно, потому что нельзя считать себя здоровым (целым и цельным), если болит хотя бы одна часть тела. Единство организма, следовательно, есть результат всеприсутствия животворящего духа - с того момента, как он покидает тело, оно распадается, цельность тела уже никем не поддерживается. Древние поэты неявно использовали здесь и прямое значение слова саулукъ - букв, «цельность, неповрежденность», от сау -«целый, цельный, неповрежденный»; в свою очередь, это слово восходит к сакъ, имеющему значение «оберегать, охранять, быть осторожным».

Просмотров: 591 | Теги: 13. Саусуз - больной

Всего комментариев: 0
avatar