Вторник, 23.04.2024, 21:29

Карачаевцы и балкарцы

Къыза барса, таш да чартлайды.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

5. Таулуну кёлю - душа горца
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

I.Билим - знание
Таулу сюйген — туура сёз.
Таулуну къолу - жауур,
Ашагъан ашы — ауур.
Таулу къолгъа къарамаз.
Таулуну тёшеги тынчлыкъсыз.
Таулу, кеси ач къалса да,
Къонакъларын ач этмез.
Таулу кечип да къоймаз,
Дау айтып да къыйнамаз.
Таулу, ышара билсе да,
Жашыра билмез.
Жетген кюнде таулу киши
Жетеуленнге тенг болур.
(Аллай болургъа керекди).
Таулу таулугъа тенг.

Открытая речь — то, что любит горец.
Руки горца — мозолисты,
Пища — питательна (тяжела).
Горец руку за подаянием не протянет.
Постель горца беспокойна.
Горец сам не поест,
Но гостей накормит.
Горец (обиды) не простит,
Но и досаждать попреками не станет.
Горец сумеет улыбнуться,
Но не сумеет скрыть (своего отношения).
В час опасности
Горец равен семерым.
(Таким он должен быть.)
Горец горцу - ровня.

(Таулу, таулула - «горец, горцы» - одно из самоназваний карачаево-балкарцев.)

В немногих этих афоризмах выражен как взгляд карачаево-бал-карцев на свою среду обитания, так и на самих себя. В горах, творении Бога, они видят отражение его великой мощи. Здесь их жилище, их очаг. Да, жизнь в горах трудна, но и пища горца питательна. Горы формируют человека твердого, сильного, уверенного в себе - слабому здесь не выжить. Горец - вечный труженик, всегда его жизнь полна забот, постель его беспокойна. В горах нет многочисленного населения, поэтому в час опасности он должен быть равен семерым. Нельзя исконного горца обратить в раба - каждый из них считал себя равным другому, а свободу -своим неотъемлемым правом. «Горец горцу - ровня».

(Эта гордость, одно из сильнейших врожденных чувств карачаево-балкарцев, сохранялась в них и в годы изгнания, в Средней Азии и Казахстане (1943-1956). Лишенные всех прав, оболганные властью, потерявшие тысячи своих братьев, отцов и сыновей на фронте люди, шепча молитвы, молча умирали в землянках от голода, но подаяния не просили. Самоубийство - смертный грех, но были случаи, когда солдаты, вернувшиеся с фронта калеками, чтобы не просить милостыни, накладывали на себя руки. Некоторые подростки, не в силах видеть мучения соплеменников, объединялись в группы, грабили проходившие поезда и раздавали добычу изможденным, погибающим людям. Конец их, зачастую, был печален - кто погиб от пуль охранников, кто под колесами поездов, кто в тюрьмах. (Имена этих робин гудов помнят и сейчас.)

(Но следует заметить, что гордость часто переходит и в гордыню. Типичный карачаево-балкарец желает думать, что всеми своими достижениями он обязан только себе. Поэтому признать кого-либо, скажем, своим благодетелем, или наставником, учителем или опекуном ему трудно, как и подчиняться начальнику только потому, что он начальник. Эта же гордость или гордыня, вероятно, затрудняло заимствование чужого -в духовной культуре - утверждая стремление сохранять и развивать свое, исконное.)

Горы никогда не обрекали человека на голод - здесь не бывало засухи, горные леса были полны зверья и плодов. Здесь чистый воздух и чистая вода. У человека, который проснувшись утром, видит со своего двора могучие, уходящие в небо вершины, иное мироощущение, чем у того, кто видит за окном только стену соседнего многоэтажного дома или заброшенный пустырь.

И здесь же - фиксация некоторых привычек, и смешные наблюдения (пять раз в день снимать и надевать обувь после омовения было трудно, и многие из-за этого не совершали намаз), и прямо высказанные суждения о своих недостатках.

Народ не нуждается ни в лести, ни в пустом восхвалении. И если он сам отмечает у себя какие-то положительные качества, то это не похвальба, а простая констатация - так же просто народ говорит о своих недостатках. Да, мы гостеприимны, не мстительны, хотя долго помним и трудно прощаем обиду, открыты, мы - «народ с голым сердцем» {жаланжюрек халкъбыз - так иногда говорят со вздохом, с сожалением), часто одолеваем немыслимые препятствия и спотыкаемся о камень на ровной дороге. Мы слишком доверчивы и часто принимаем желаемое за действительное, т. е. строим иллюзии (при том, что способность не обманывать себя наш же Кодекс считает главным признаком ума), и, зная об этом, относимся к себе сверх-критически. Не потому ли так часто можно услышать из уст самих карачаево-балкарцев: Биз акъыллы халкъ тюйюлбюз - «Мы народ неразумный»? Не потому ли и слово таулулукъ, произведенное от одного из наших самоназваний (букв. «горство»), означает в нашей речи «доверчивость, простодушие»?

Мы - максималисты и упрямцы, а потому никогда не отличались способностями и тягой к интригам, хитростям, мы «недипломатичны». Требуем друг от друга всегда по высшему разряду («будь равен семерым») и никогда не замечаем и не отмечаем маленьких заслуг соплеменника - нет, нам подавай подвиг. Да, многие из нас ограниченны, только и знают что-нибудь одно, мыслят узко, мы часто недальновидны, часто упорствуем в заблуждениях, даже понимая, что увязаем в них; мы крепки задним умом. Прямолинейны и откровенны, поэтому требуем того же и от всех других: «Что горцу по душе, так это открытая (откровенная) речь». Да, у нас много недостатков, зато ложь, обман и притворство нам не по душе. Именно поэтому мы так любим от всей души посмеяться и над своими заблуждениями, и над чужими.

Так определяли черты своего характера наши предки. Дай Бог, чтобы побольше их потомков сохранили эту прямоту - главный признак свободного сердца. И самое главное - мы народ созидательный, народ строителей и пастухов, поэтов и ученых, но не спекулянты и не посредники, не воры и не жулики, и всегда стараемся иметь все свое и обходиться своим - умом, трудом, культурой. Мы любим правду и прямое слово.

Просмотров: 954 | Теги: 5. Таулуну кёлю - душа горца

Всего комментариев: 0
avatar