Суббота, 20.04.2024, 07:22

Карачаевцы и балкарцы

Отдан кёлек киер.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » История » Прочее

К вопросу о генеалогии Кубадиевых из Черекского ущелья
Т.Ш.Биттирова г.Нальчик
К вопросу о генеалогии Кубадиевых из Черекского ущелья

В карачаево-балкарском фольклоре по своей значимости важное место занимают исторические песни. Большую ценность среди них представляют фамильные, величальные песни и баллады. Они привлекательны как по своей художественной форме, богатству выразительных средств, сохранению традиционной песенной культуры, непреходящими идеями добра и справедливости, так и неповторимым колоритом ушедших эпох и представляют большой интерес для историков, этнологов, культурологов, лингвистов, для всех исследователей-гуманитариев.

Упоминание о древней балкарской фамилии Кубадиевых встречается в нескольких исторических песнях и во множестве преданий. Кроме того, в современном карачаево-балкарском фольклоре существует песня, посвященная специально истории фамилии. Она сохранилась во множестве вариантов, которые имеют незначительные расхождения в деталях.

По своим мифо-эпическим параметрам она очень архаична и, судя по всему, сочинена в период язычества, несмотря на то, что в одном из вариантов песни упоминается Коран.

"Песня Кубадиевых", как и большинство историко-героических песен, имеет свой сюжет. И он достаточно необычен: у одного феодала родился долгожданный сын, названный Кубадием. Но у Кубадия не было наследника, хотя он женился 9 раз. Тогда собралась его родня и решила устроить тёре, чтобы разделить между собой его имущество. Но прежде решили спросить у ясновидящей Ашдырхан. Она посоветовала: "Есть у Бикановых две сестры: Мёлеуше и Жансарай, жените его на Жансарай". Согласилось тёре с мнением ясновидящей и женили Кубадия на Жансарай. Та родила Кубадию 9 сыновей. Подросшее, потомство Кубадия приносило окружающим одни неприятности. Но особенно они прославили себя тем, что домогались всех женщин в округе. Они поклялись, что кроме матери и единоутробной сестры не пощадят никого. В конце концов, они начали приставать даже к родной тетке Мёлеуше. Та их прокляла, пожелав им страшной смерти. Ее проклятье сбывается. Только два брата чудесным образом исцеляются старший Ийналук и младший Элкач.

Тем временем на праздник голлу собрались верховные князья Балкарии басияты – Дигории баделяты и там же решили разделить земли и имущество Кубадиевых между собой. Но их предостерегает уже другой ясновидящий Инакку, увидевший во сне, как с востока взлетели девять звезд две тусклых и семь ярких. Эти звезды превратились в голубей и залетели в большой двор Кубадиевых, два сели на кол, к которому привязывают лошадей, а семеро стали гостями в доме Кубадиевых. Сон Инакку спасает от разорения оставшихся в живых Кубадиевых. И после в Верхнем Оккуме (Оккум архаизм карачаево-балкарского языка, означающий"серебристая река") был большой пир, а в Нижнем разорили крепость.

Согласно генеалогическим схемам, Ийналук находится в 8-9 колене от наших современников-представителей фамилии. Кубадиевых. И если брать устойчивый период в 30 лет, как возраст одного поколения, принятого специалистами относительно карачаево-балкарцев, то описанные события происходили 250 – 280 лет назад, что действительно соответствует тем архаичным элементам которые содержатся в структуре самой эпической баллады.

Предания, записанные от старейшин рода, говорят о том, что Кубадиевы в отдаленные времена жили в Дигории, а потом один из братьев перебрался в Верхнюю Балкарию, в поселок Мукуш. Причину смены места жительства отчасти объясняет и приведенная песня, где утверждается, что матерью братьев была Биканова из Верхней Балкарии.

Перемена места жительства одного из представителей рода в те века сопровождалась, как правило, вследствие утери землевладения, сословной трансформацией. Если Кубадиевы из Дигории до установления Советской власти всегда были в числе баделят, то в Балкарии их сословный статус вначале соответствовал чанка. Как известно, термином "чанка" обозначалось потомство от неравного брака князя с узденкой или представительницей сословия даже каракиши. Если учесть, что и Бикановы относились к сословию чанка, то становится понятным, почему и Кубадиевы из Черекского ущелья относились вначале к этому сословию. Это обстоятельство послужило тому, что потомки переехавшего в Карачай (в поселок Хурзук, а затем- в Ташкепюр) Кубадиева в начале ХХ века взяли себе фамилию Чанкаевы, хотя несколько семей до сих пор сохранили свою первоначальную фамилию. О времени переселения из Балкарии в Карачай одного из братьев Кубадиевых позволяет судить "Записка Петрусевича" от 1867 г., в которой указывается 2 семьи Кубадия в сословии чанка.

Одна семья Кубадиевых из аула Ташкепюр в 1905г. эмигрировала в Турцию, и они сохранили свое патронимическое имя, несмотря на то, что северокавказские переселенцы Турции в подавляющем большинстве в своих паспортах вместо фамилий имеют условные патронимические номинации.

Сегодня в карачаево-балкарской этнической среде проживает более 50 семей рода Кубадиевых. В КБР они проживают в столице республики, в городе Тырнауузе, в сел.Верхняя Балкария, Бабугент, Хасанья, в КЧР- в гг. Черкесске, Карачаевске, Усть-Джегуте, сел. Ташкепюр.

Необходимо отметить, что родственные связи Кубадиевых из Черекского ущелья с дигорскими Кубадиевыми были утеряны еще до Великой Отечественной войны и после возвращения балкарцев и карачаевцев из депортации не были восстановлены.

Кубадиевы находятся в побратимских отношениях с Мокаевыми, Аккиевыми и Шунгаровыми, называясь "айырылгъан кьарындашла"- "расставшиеся братья".

Приведем в подстрочнике популярную песню о Кубадиевых на русском языке.

И от девятерых жен Кубадий остался бездетным,
Хорошие его родственники большой толпой приходили,
Хорошие его родственники большой толпой приходили,
И пили они дорогие напитки,
Но Кубадий не улыбался и не смеялся,
- Кубадий, почему ты не улыбаешься и не смеешься?- говорили,
Эй, аланы, кто радуется дочери, кто сыну, говорит,
А я чему должен радоваться, говорит,
Тогда сказали Кубадию: кого взять(за тебя) говорят,
Тогда собрали ясновидящих и спросили, говорят.
Старшая из ясновидящих Ашдырхан так им тогда сказала:
- Эй, аланы, если вы об этом спрашиваете у нас,
Есть там у Бикановых красивые две сестры,
Возьмите одну за Кубадия.
Имя старшей сестры Мелеуше,- говорит,
Имя младшей будет Жансарай.
У Мелеуше язык злой, да руки добрые,
А Жансарай добрая, да не очень расторопная.
- Тогда, душа моя, у кого злой язык, у того и жизнь не в радость,
У доброго и жизнь счастливая,- сказали.
Жансарай посчитали достойной и взяли за Кубадия,
И Жансарай родила Кубадию девять сыновей.
Все девять молодцов стали мужчинами,
Каждый из девяти седлает серого шоулоха (порода лошади).
И входят к новобрачным безо всякого разрешения,
Собрались и, взяв в руки Коран, дали клятву.
Кроме родной матери и сестры, никому (из женщин) не давать пощады,
Так и поступали они, не щадя никого.
Добрались они и до сестры своей матери Мелеуше,
И тогда она их прокляла;
- Вы, подлые, чтобы заболели дурной болезнью и сбежали в лес,
Чтобы двое там погибли, а семеро вернулись обратно.
- Земля разверзлась, и с места,покинутого духами, вырвалось поветрие (моровая болезнь),
Почему нас, несчастных, эта плохая болезнь настигла?
Мы бы поклялись оставить свои дурные дела
Если живыми избавились от этой напасти, сказали,-
На курманлык мы бы зарезали быков "куба", сказали,
- Оставили бы привычку заходить в комнаты новобрачных.
Имя жены Кубадия Сарай, говорят, ой-ой.
Смотрит у Бикановых за девятью больными.
И еще расчесывает шерсть для девяти бурок, говорят.
Идут вверх по улице девять молодых снох.
Подойдя близко, они стали совещаться.
- Пусть эти плохие люди сгинут,- брезгуя, сказали и ушли.
Родилось у Кубадия девять сыновей,
Старший из них- Ийналук.
Лежит Ийналук, мучаясь от дурной болезни,
Горит от жара, стонет, ой-ой.
И когда увидел их Ийналук через окно,
- Мой младший брат Элкач,- он позвал.
Шли вверх по улице девять молодых снох.
Подойдя к нам близко, они побрезговали и ушли.
Ты нигде не встречал места, где люди не ходят?
- Я видел в верховьях Аксу места нехоженные, там, где Девичьи Пещеры.
Отправились они, пошли к пещерам в верховьяъ Аксу.
Младший Элкач убил там дойную маралиху.
Сдоли молоко маралихи в бочажок,
Полный бочаг молока положили в пещеру.
Вышла из земли красная змея. Подошла и выпила это молоко,
Не смогла залезть в нору, вернулась и срыгнула в бочаг.
Старший Ийналук, когда увидел это, говорят, сказал;
- Встаньте, братья, я нашел яд для быстрой смерти.
Встали вместе, поделили молоко каждому по ложке досталось,
Тут же умерли двое, стали здоровыми как прежде семеро.
Бадиляты Дигории, басияты Балкарии собрались на голлу,
Чтобы распорядиться имуществом Кубадиевых.
- Тот покосный участок твой, а этот, пахотный- мой,- говорили,
Собрались и разделили их имущество.
Но среди них нашелся один достойный муж Ийнакку, говорит.
Ийнакку им тогда такое сказал:
- Ай, аланы, сег.ня ночью заснул и увидел сон,
Увидел две тусклые и две яркие звезды,- сказал.
Прилетели они и зашли в черные облака,
И оттуда вышли, приняв облик голубей.
Два из них во дворе Кубадиевых сели на коновязь,
А семеро зашли в дом Кубадиевых и там остались.
Тейри открыл двери (в значении благословил) для Верхнего Оккума,
А в Нижнем Оккуме разбросали камни крепости...
Категория: Прочее | Добавил: moonbloke (25.05.2015) | Автор: Т.Ш.Биттирова
Просмотров: 1425 | Теги: балкарцы

Всего комментариев: 0
avatar