Четверг, 25.04.2024, 10:51

Карачаевцы и балкарцы

Минг ишчиге - бир башчы.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » История » Прочее

Артачное право в Карачае. (Заметка)
Так называемое артачное право в Карачае до революции имело широкое применение. Частично применяется оно и теперь. Артак – правовое отображение хозяйственных отношений карачаевских скотоводов.

Так называемое артачное право в Карачае до революции имело широкое применение. Частично применяется оно и теперь. Артак – правовое отображение хозяйственных отношений карачаевских скотоводов. Как и всякое право, оно отражает общественные отношения неравенства. «Всякое правое есть право неравенства».

Артачное право сложилось практике хозяйственных отношений скотоводов. Оно не фиксировано никакими кодексами и, по видимому, не подвергалось рассмотрению в печати. Артачное право есть право обычное.

Артачное право выросло на чрезвычайно низкой производственно-технической (полукочевой, скотоводческой) базе . Вместе с тем оно применялось у народа, где существовали до революции, остались в значительной мере и поныне отношения родового строя. Эти два условия наложили чрезвычайно резко свой отпечаток на артачное право. Отсюда его не разработанность, нечеткость, его «домашний» характер, в частности, применение натуральной оплаты и взысканий в случае нарушения артака, различное применение его отношений к разным лицам, в зависимости от степени родства и т.д.

Артачное право делится на несколько видов. Каждый вид имеет свой хозяйственный смысл и зависит от различных условий, при которых берется артак (степень нуждаемости берущего в артак, величина стада, которое дается в артак, иногда безвыходность положения, дающего в артак и т.д.)

«Чегем-артак». Условия этого вида артака таковы. Один скотовод берет у другого стадо овец на пастьбу на пять лет (не менее). Ежегодный приплод и молоко овец остаются пасущему, а хозяину дается шерсть от овец, которых он отдал в артак (шерсть от приплода также остается пасущему). Каждую весну хозяину полагается, кроме тог, два хороших барана, а летом два барашка.

По истечению срока артака стадо возвращается хозяину в таком же количестве, с таким же качеством и видом овец.

На «Чегем-артак» давали скот хозяева, обычно не имевшие возможности сами пасти стадо или за отсутствием рабочей силы, или же незначительности скота по количеству, предпочитая заниматься более выгодным делом, т.е. люди случайные в скотоводстве. «Чегем-артак» считался наиболее выгодным для берущего в артак. При благоприятных условиях для роста стада в течении 5 лет рост доходил до 400%.

«Кашган-артак». Здесь «артачное» стадо составляется таким образом: 2/3 голов должны быть от дающего в артак и 1/3 от артачника, берущего на пастьбу. Это стадо пастется в течении 5 лет. Ежегодно шерсть делится пополам, и стадо по истечении пяти лет делится между артачниками поплам.

«Кашмаган-артак». Стадо, отданное на артак, по истечении срока делится: 2/3 отдавшему в артак и 1/3 бравшему. В течении 5 лет шерсть делится по таким же частям.

Не трудно заметить между этими тремя видами существует довольное большое различие, но, несомненно что везде наиболее выгодного положения добивается здесь более крепкий скотовод.

Условия артака должны выполняться самим строгим образом. Малейшая неустойка в выполнении их со стороны одного из артачников влечет за собой нарушение артака. Так, не выполнивший лишается всего пятилетнего заработка в пользу владельца стада, если это был берущий в артак, или своего стада, если невыполнение условий артака происходило со стороны владельца стада.,

Широкое применение артачного права является, нужно полагать, следствием проникновения торгового капитала в среду скотоводов. Организованные формы скотоводства в Карачае существовали в виде кошевых товариществ при натурально-потребительском хозяйстве в период расцвета скотоводства (1870-199 г.г.), были оттеснены артаком, ибо артак, содействовал развитию товарного скотоводства. Теперь скотовод, считает более выгодным заниматься торговлей , барышничеством скота или посредничеством по барышничеству мог освободится

Терентьев А., жур. «Революционный Восток», №7, 1929 г.

Категория: Прочее | Добавил: moonbloke (22.05.2015) | Автор: Терентьев А.
Просмотров: 632 | Теги: Карачай, карачаевцы

Всего комментариев: 0
avatar