Пятница, 19.04.2024, 12:54

Карачаевцы и балкарцы

Ата ёге ана келтирсе, кеси да ёге болады.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » История » Баразбиев М.И.

Генеалогические предания о происхождении фамилий высшего сословия Балкарии и Карачая

Балкарцы и связанные с ними общностью происхождения карачаевцы проживают в высокогорной части Центрального Кавказа. Балкарцы живут с восточной стороны Эльбруса, а карачаевцы в его западных отрогах. Балкарцы занимают четыре горных ущелья - Черекское, Хуламо-Безенгиевское, Чегемское, Баксанское, а также верховья р. Малки. Карачаевцы обжили верховья Кубани и ее притоков - Теберды, Зеленчука1Кузнецова А.Я. Народное искусство карачаевцев и балкарцев. Нальчик, 1982, с.16..

К моменту официального вхождения Балкарии (1827г.) и Карачая (1828г.) в состав Российского государства общественный строй карачаево-балкарцев характеризуется как феодальный. Исследователи отмечают, что наличие некоторых форм феодальных отношений в Балкарии фиксируется не позднее, чем в XIV-XV веках2Батчаев В.М. Балкария в XV - начале XIX вв. М., 2006, с. 76.. Особенностью социальной структуры Карачая и Балкарии XIX столетия была ее крайняя выработанность и законченность. Так, известный российский кавказовед М.М. Ковалевский по этому поводу писал: «Взаимные отношения сословий определены с большой точностью, время отбывания отдельных повинностей и платежи установлены раз навсегда и неизменно»3Битова Е.Г. Социальная история Балкарии XIX века: (Сельская община). Нальчик, 1997, с.42..

Высшим сословием карачаево-балкарцев являлись князья, именовавшиеся терминами бий (с карачаево-балкарского - князь) или таубий (с карачаево-балкарского - горский князь)4Там же; Хатуев Р.Т. Карачай и Балкария до второй половины XIX века: власть и общество // Карачаевцы и балкарцы (этнография, история, археология). М., 1999, с.154..

О происхождении балкарских княжеских династий в народе сохранились генеалогические предания, представляющие несомненный интерес для исследователей. Наибольшее количество княжеских родов было сосредоточено в Черекском ущелье. Наиболее знатными и влиятельными князьями там считались потомки легендарного Басиата, по имени, которого грузины это общество называли Басианией5Гюльденштедт И. А. Путешествия господина академика И. А. Гюльденштедта через Россию и по Кавказским горам в 1770, 1771, 1772 и 1773 годах // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик, 1974, с. 207.. Известный российский кавказовед второй половины XIX века профессор В.Ф. Миллер записал в Балкарии несколько вариантов предания о происхождении Басиата. Согласно первому варианту, записанному со слов таубия хаджи Шаханова, Басиат и его родной брат Баделят являлись прямыми потомками Чингис-хана, внуками его сына хана Барака и сыновьями хана Джанибека.

Впрочем, сам Миллер более правдоподобным считал другое предание, записанное им со слов таубия Абаева. Эфенди Абаев сообщил ему, что братья Басиат и Баделят являлись осиротевшими сыновьями одного крымского вельможи, которые вынуждены, были покинуть Крым и уйти на Кавказ из-за притеснений своего родного дяди. Первоначально братья поселились на р. Куме, а оттуда перешли на территорию Балкарии в местность Къашха-тау. Там они расстались: Басиат остался в Балкарии и поселился около аула Кюннюм, на левом берегу Черека, а Баделят ушел в Северную Осетию (Дигорию), где стал родоначальником дигорских феодалов баделятов6Миллер В. Ф. Терская область. Археологические экскурсии (Извлечение) // Балкария: Страницы прошлого. Вып.3. Нальчик, 2006, с. 93, 94..

Предания о единстве происхождения Басиата и Баделята отчетливо фиксировались в XIX столетии и у дигорских князей7Скитский Б. В. Очерки истории горских народов. Орджоникидзе, 1978, с. 73.. Современные осетинские исследователи время появления Баделята в Дигории обозначают рубежом XV-XVI вв.8Гутнов Ф. Х. Генеалогические предания осетин как исторический источник. Орджоникидзе, 1989, с. 66..

Николай Харузин, посетивший Балкарию в 80-х годах XIX столетия и также записывавший предания о Басиате сообщал, что тот сумел покорить местное население и долго правил в Балкарии. Под старость он почувствовал тоску по родине и, оставив своих сыновей в Черекском ущелье, возвратился в Крым9Харузин Н. По горам Северного Кавказа (Извлечение) // Балкария: Страницы прошлого. Вып.3. Нальчик, 2006, с. 123.. К потомкам Басиата в Черекском ущелье относились следующие княжеские фамилии: Абаевы, Айдаболовы, Амирхановы, Биевы, Боташевы, Джанхотовы, Кучуковы (ветвь Абаевых-М.Б.) и Шахановы10Миллер В. Ф. Указ. раб., с. 94..

Помимо потомков Басиата в Черекском ущелье к княжескому сословию относились фамилии Мисаковых, Жаноковых (Заниюковых), Бикановых и Темиркановых.

О происхождении Мисаковых довольно интересные сведения оставил первый балкарский историк Мисост Абаев, писавший, что их родоначальник - Мисака, "неизвестный человек" прибыв в Балкарию, остановился на правах гостя в семье местных правителей девятерых братьев Малкаровых. Подружившись с этими братьями, Мисака ходил вместе с ними на охоту и против неприятелей, всегда отличаясь умом и храбростью, чем привлек к себе внимание и любовь единственной сестры братьев Малкаровых. Братья, однако, были против породнения с пришельцем неизвестного происхождения, в результате чего сестра Малкаровых и Мисака пошли на их убийство. После уничтожения братьев Малкаровых Мисака женился на их сестре, завладел их землей и имуществом и подчинил своей власти жителей селения Сауту. Эти события происходили незадолго до появления в Балкарии Басиата11Абаев М.К. Балкария // Азаматов К. Г., Хутуев Х. И. Мисост Абаев: общественно-политические взгляды. Нальчик, 1980, с. 92..

Сведения М. Абаева несколько дополняют данные В.Ф. Миллера. Миллер отмечал, что Мисака жил первоначально на Кумыкской плоскости с князьями Таймазовыми, после ссоры, с которыми увел у них лошадь къашха (лошадь с лысиной на лбу - М.Б.) и приехал в Балкарию. Мавзолей (кешене) Мисаки находился у горы Къашха-тау, которая будто-бы и получила такое название из-за лошади, похищенной им у Таймазовых12Миллер В. Ф. Указ. раб., с. 98..

Вместе с тем в совместной работе с М.М. Ковалевским Миллер привел и другой вариант предания о родоначальнике Мисаковых и Басиате. В частности, там отмечается, что Мисака до поселения в Балкарии был вассалом у Басиата, проживавшего со своим братом Баделятом в Маджаре. Именно Мисака пригласил Басиата на новые места, когда узнал о его стесненном положении на родине, но поставил условие, что в Балкарии они будут обладать равными сословными правами13Миллер В., Ковалевский М. В Горских обществах Кабарды // Карачаево-балкарский фольклор в дореволюционных записях и публикациях. Нальчик, 1983, с.107, 108..

О происхождении таубиев Жаноковых, которых сами балкарцы называют Заниюковыми, в материалах сословно-поземельной комиссии Терской области отмечается, что они являлись потомками Басиата14Государственный архив Краснодарского края (ГАКК), ф.-348, оп.-1, д.-8, л.-40.. Нам представляется, что подобное утверждение не соответствует действительности. Очевидно, что если бы это было так, то Мисост Абаев, прямой потомок Басиата обязательно отметил бы это в своем труде.

Имеются сведения, что родоначальник Жаноковых, обосновавшийся в местности Зылги, прибыл в Черекское ущелье из "Борагана"15Соттаев А. Х. Некоторые вопросы истории балкарского языка // Ученые записки Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института. Нальчик, 1959, Т. XIV, с. 252.. Современный балкарский исследователь Ю.Н. Асанов предполагает, что местность "Бораган" откуда прибыли Жаноковы, может быть связана с тюркским владением Брагуны, располагавшимся в период средневековья в междуречье Сунжи и Терека16Асанов В. Н. Родственные объединения адыгов, балкарцев, карачаевцев и осетин в прошлом. Нальчик, 1990., с. 139..

Определенную информацию о происхождении Жаноковых может дать заявление начальнику Георгиевского округа от 24 февраля 1872г. жителей кабардинского селения Джанхотово Муссы и Шеретлуко Жаноковых, в котором сказано: «Происходя из Горских Таубиев и в давнее время переселились из Балкарии в Кабарду и хотя по переселении нашем мы считались наравне узденей Тамбиевых, Кудинетовых и Анзоровых брат же наш Алибек Женоков и родственники Мисаковы проживают в Балкарии и считаются Таубиями...»17ГАКК, ф.-348, оп.-1, д.-7, л.-40..

Можно предположить, что выделение Жаноковыми в качестве «родственников» только Мисаковых и замалчивание родственных взаимоотношений с другими княжескими фамилиями Балкарии является не случайностью, не проявлением забывчивости, а указанием на их общее происхождение именно с таубиями Мисаковыми.

К сожалению, о происхождении фамилий Бикановых и Темиркановых имеются довольно скудные сведения. Мисост Абаев о них писал: "Существуют таубиевские фамилии Темиркановы и Бикановы - потомки Мимбулата, но не Басиата"18Абаев М. К. Указ. раб., с. 100.. Представляется, что Бикановы и Темиркановы стали феодалами в Балкарии еще до появления там Басиата или в скором времени после него, что прослеживается по материалам осетинских родословных. Так, в них отмечается, что родной племянник Басиата Кубати Баделятович был женат на балкарской княжне Бикановой, а его внучатый племянник Аслан-Гирей Чегемович - на княжне Темиркановой19Баразбиев М.И. Этнокультурные связи балкарцев и карачаевцев с народами Кавказа в XVIII - начале XX века. Нальчик, 2000, с. 38..

Следующим, после Черекского ущелья, по количеству княжеских родов в Балкарии являлось Чегемское. Там их было четыре: Балкаруковы, Барасбиевы, Кучуковы и Келеметовы.

Происхождение первых трех фамилий зафиксировано в 80-е годы XIX столетия известным русским кавказоведом академиком М.М.Ковалевским. Ковалевский отмечал, что их предок Анфако Болотуков являлся выходцем из адыгского племени абадзехов, который первоначально поселился в Баксанском ущелье Балкарии. Из Баксанского ущелья внуки Анфако от его сына Ипара - Бай-Мурза и Джан-Мурза перебрались в Чегемское, правителем которого в то время был князь Бердыбий. Братья Болотуковы были радушно встречены Бердыбием и стали пользоваться его расположением.

После смерти Бердыбия, пришельцы, воспользовались малолетством его сына Рачкау, и захватили власть в Чегемском обществе в свои руки. Согласно сведениям Ковалевского, братья Болотуковы прибыли в Чегем приблизительно в XVI столетии20Калоев Б. А. М. М. Ковалевский и его исследования горских народов Кавказа. М., 1979, с. 172-175.. От старшего брата Бай-Мурзы произошли впоследствии таубии Барасбиевы и Кучуковы, а от младшего - Балкаруковы.

Сведения о происхождении таубиев Келеметовых в начале XX века привел Н.П. Тульчинский, писавший, что их родоначальником являлся выходец из Дигории21Тульчинский Н.П. Пять горских обществ Кабарды // Терский сборник. Владикавказ, 1903. Вып. 5, с. 164.. Вместе с тем можно отметить, что часть исследователей считает, что Келеметовы своим генезисом восходят к родоначальнику трех других княжеских фамилий Чегема - Анфако Болотокову22Асанов В. Н. Указ. раб., с. 141..

В Хуламском обществе Балкарии представителями княжеского сословия являлись таубии Шакмановы. О происхождении Шакмановых также имеется несколько версий. По одной из них Шакмановы являлись потомками Басиата23ГАКК, ф.-348, оп.-1, д.-8, л.-40., а по другой их предок прибыл в Балкарию из Осетии. Так, Н.П. Тульчинский отмечал, что они, также как и Келеметовы, являлись выходцами из Дигории24Тульчинский Н.П. Указ. раб., с. 164.. Сведения о происхождении Шакмановых из Осетии приводит и З.Д. Гаглойти, которая пишет, что в селении Тара, расположенном в Архонском ущелье, проживали потомки некоего Хунарвада. Впоследствии часть из них покинула это ущелье и ушла в другое место. Так, Слоновы и Дударовы ушли в Тагаурское ущелье, где сумели примкнуть к высшему сословию тагаурцев - тагиатам, а их родственники Шакмановы выселились в Балкарию. Впрочем, Гаглойти отмечает, что сам Хунарвад по происхождению был не осетином, а ногайцем25Гаглойти З. Д. Очерки по этнографии осетин. Тбилиси, 1974., с. 131..

В Безенгиевском обществе к сословию таубиев принадлежали князья Суюнчевы, утверждавшие, что их предок прибыл на Кавказ из Крыма. В документах сословно-поземельной комиссии Терской области отмечается, что Суюнчевы выводили свое происхождение от некоего Барак-хана, к которому возводили свою генеалогию и брагунские (кумыкские) князья 26ГАКК, ф.-348, оп.-1, д.-8, л.-40.. В связи с этим нам кажется, что имеет смысл привести сведения о происхождении брагунских князей. В "Очерке сословного строя в горских обществах Терской и Кубанской областей", составленном во второй половине XIX века, записано: "Брагуновские князья Таймазовы объясняют свое происхождение так - более трехсот лет тому назад, во время раздоров, возникших между крымскими ханами, предок Таймазовых - Борохан (Барак-хан - М.Б.), принадлежавший к роду крымских ханов, ушел из Крыма на Кавказ с подвластным ему народом, в числе 1700 кибиток, и поселился первоначально возле Дербента, но подавленный персиянами принужден был удалиться оттуда и избрал со своим народом у слияния р. Сунжи с р. Терек на настоящем месте нахождения аула Брагуны"27Архив Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований, ф.-1, оп.-2, д.-26, л.-81..

Интересно, что в преданиях, зафиксированных, в Балкарии в 50-х годах прошлого столетия, указывалось, что Суюнчевы прибыли туда именно из местности "Бораган", т.е. из Брагунов28Соттаев А. Х. Указ. раб., с. 252.. Таким образом, можно предположить, что процесс переселения предков Суюнчевых в Безенги проходил в несколько этапов: Крым - Дербент - Брагуны - Безенги. Причем, сами Суюнчевы сохранили в памяти место своего первоначального проживания - Крым. Одним из подтверждений крымского происхождения Суюнчевых можно считать сведения, приводимые в конце XIX столетия В.Я. Тепцовым, который писал о внешнем виде князей Безенги: "...они, несомненно, татарского происхождения"29Тепцов В. Я. По истокам Кубани и Терека // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, вып. 14, 1892, с. 172..

Потомками Барак-хана являлись также и представители княжеской фамилии Баксанского ущелья Балкарии - Урусбиевы. Согласно народным преданиям, малолетний Чепелеу Урусбиевич Суюнчев, вследствие раздоров с родственниками по отцу вынужден был покинуть Безенги, и ушел вместе с матерью к ее родственникам в Чегемское ущелье. Когда Чепелеу повзрослел, то переселился на жительство в Баксанское ущелье, где он сам и его потомки стали правителями. За потомками Чепелеу закрепилась фамилия Урусбиевы30Абаев М. К. Указ. раб., с. 96.. Переселение Урусбиевых в Баксанское ущелье произошло предположительно во второй половине XVIII столетия31Асанов Ю. Н. Указ. раб., с. 143..

Анализ генеалогических преданий Суюнчевых, Урусбиевых и княжеских династий Черекского ущелья, выводивших свое происхождение от Басиата и Мисаки, позволяет прийти к выводу об их общих составляющих, к которым относятся: 1) наличие в преданиях басиатидов, Суюнчевых и Урусбиевых в качестве предка Барак-хана; 2) упоминание одних и тех же мест проживания до переселения - Крыма и Брагунов.

Вместе с тем, предположение об общем происхождении басиатидов, Суюнчевых и брагунских князей Таймазовых позволяет объяснить и некоторые противоречия в генеалогических преданиях балкарских князей. Так, уже отмечалось, что по одному из вариантов преданий князья Мисаковы являлись до их переселения в Балкарию подвластными кумыкских князей Таймазовых, а по другой - Басиата и его брата Баделята. Наличие близких родственных взаимоотношений Басиата с Таймазовыми устраняет это противоречие, так как в этом случае Мисака мог быть их общим подвластным. Своеобразным подтверждением сохранявшихся еще длительное время после переселения Басиата в Балкарию близких взаимоотношений между его потомками и князьями Таймазовыми может служить известная балкарская историко-героическая песня первой половины XVII в. «Кайсыны»32Там же, с.140..

В этой песне сообщается, что к балкарским князьям Тазритовым (ветвь Айдаболовых-М.Б.) прибыли гости из Брагун, которых встретили «как самых почетных людей». Причиной приезда гостей являлась просьба о наделении их дорогими подарками - невольниками. Для выполнения этой просьбы Тазритовы совместно с князьями Абаевыми и Урусбиевыми, собрав дружину, совершили набег на Имеретию, в результате которого погибли многие его участники, в том числе и Кайсын Тазритов - герой песни33Там же, с. 141.. Заметим, что в набеге на Имеретию приняли участие князья, которые по нашему предположению, были связаны с правителями Брагунов общим происхождением.

В Карачае к княжескому сословию относились представители трех фамилий: Крым-Шамхаловых, Дудовых и Карабашевых34Думанов Х.М., Думанова Ф.Х. Правовые нормы адыгов и балкаро-карачаевцев в XV-XIX вв. Майкоп, 1997, с. 260.. Все эти фамилии в той или иной степени своим генезисом были связаны с легендарным предводителем карачаевцев - Карчой, о происхождении которого зафиксировано несколько преданий. По одному из них он являлся выходцем из Крыма35Алиев У. Д. Карачай. (Карачаевская автономная область). Историко - этнологический и культурно - экономический очерк. Черкесск, 1991, с. 49.. В другом предании эта информация корректируется и там отмечается, что Карча, родственник некоего Аксак-Султана, был выходцем из Турции, первоначально переселившимся в Крым, а уже оттуда проникшим на Северный Кавказ36Центральный государственный архив Республики Северная Осетия-Алания, ф.-262, оп.-1, д.-71, л.- 109..

Согласно сведениям, зафиксированным во второй половине XIX столетия, первым браком Карча был женат на девушке из сословия султанов (кавказские потомки крымских Гиреев - М.Б.), от которой у него имелся сын Дуда, предок князей Дудовых37Там же, л. - 116.. От третьей жены Карчи родился сын Балта, ставший родоначальником князей Карабашевых38Там же..

Предания утверждают, что Крым-Шамхал, родоначальник Крым-Шамхаловых, прибыл к Карче в тот момент, когда карачаевцы еще проживали в Баксанском ущелье. У карачаевцев в этот период были серьезные осложнения с известным кабардинским князем Кази (погиб в 1615г.-М.Б.). Крым-Шамхал вмешался в кабардино-карачаевскую распрю и способствовал примирению сторон.

После этих событий Карча выдал замуж за Крым-Шамхала свою дочь Кюнсулю, и тот остался жить в Карачае навсегда. Еще при своей жизни Карча, несмотря на то, что у него имелись собственные сыновья, завещал, чтобы власть над карачаевцами после его смерти перешла в руки Крым-Шамхала. Подобное завещание Карчи объясняется тем, что Крым-Шамхал не только происходил из знатного рода, но он и его потомки всегда отличались важнейшими качествами правителя периода феодализма - быть первыми как на войне, так и в мирное время39Баразбиев М.И. Генеалогия Ислама Крым-Шамхалова // Генеалогия Северного Кавказа. Нальчик, №4, 2002, с. 78, 79..

Настоящее имя Крым-Шамхала приводится в фольклорных произведениях балкаро-карачаевцев. Так, в известной песне "Каншаубий" отмечается, что родоначальника Крым-Шамхаловых звали Бекмурза40Там же, с.79..

Относительно этнического происхождения Крым-Шамхаловых существует несколько версий. Одна из них утверждает, что их предок Шамхал прибыл в Карачай из Крыма, в связи, с чем и возникла приставка к их фамилии "Крым"41Алейников М. Карачаевские сказания // Карачаево-балкарский фольклор в дореволюционных записях и публикациях. Нальчик, 1983, с. 105.. Вместе с тем довольно значительное количество карачаево-балкарских фамилий, выводивших свое происхождение из Крыма, но не имеющих приставки «Крым», вызывает недоверие к данной версии.

Согласно другой версии основатель рода Крым-Шамхаловых прибыл в Карачай из Дагестана. Так, в 1879г. Г. Петров писал про представителей рода Крым-Шамхаловых: "Теперешние члены этой фамилии считают себя отраслями фамилий владетельных Шамхалов Тарковских Дагестанской области..."42Баразбиев М.И. Указ. раб., с.42..

Шамхалом называли главу самого крупного политического образования Дагестана, объединявшего в своем составе помимо основного кумыкского населения и некоторые другие дагестанские этносы43Гаджиева С.Ш. Кумыки. Историко-этнографическое исследование. М., 1961, с.46.. Термином же "крым-шамхал" называли прижизненно назначаемого наследника шамхала44Там же, с. 49..

Своеобразным подтверждением происхождения князей Крым-Шамхаловых от кумыкских правителей могут служить сведения, приводимые известным советским кавказоведом Л.И. Лавровым, который сообщал, что правитель кумухской деревни Табахлу Махди-Шамхал (1729-1783) посещал Карачай, где помогал карачаевцам бороться с какими-то внешними врагами. Л.И. Лавров особо подчеркивал, что подобная взаимопомощь могла быть следствием контактов Крым-Шамхаловых со своими дагестанскими родственниками45Баразбиев М.И. Указ. раб., с.42..

Следует отметить, что данная точка зрения находит сторонников и в среде современных кумыкских авторов46Алиев К.М. Дорогою тысячелетий: кумыки и их этнородственные связи. Махачкала, 2004, с. 48.. Таким образом, версия о дагестанском (кумыкском) происхождении князей Крым-Шамхаловых представляется нам более убедительной.

Завершая данное исследование, можно прийти к следующим выводам: 1) анализ генеалогических преданий о происхождении фамилий высшего сословия балкарцев и карачаевцев представляет несомненный научный интерес; 2) в генеалогических преданиях о происхождении балкаро-карачаевских аристократических фамилий присутствует распространенное у большинства феодальных родов стремление поиска реальных или легендарных основателей этих родов за пределами современной им родины; 3) генеалогические предания о происхождении фамилий высшего сословия балкарцев и карачаевцев содержат сведения об их этнокультурных контактах с представителями различных этнических групп, как-то: тюрками, адыгами, осетинами и др.


Примечания.
1 [↑ назад]Кузнецова А.Я. Народное искусство карачаевцев и балкарцев. Нальчик, 1982, с.16.
2 [↑ назад]Батчаев В.М. Балкария в XV - начале XIX вв. М., 2006, с. 76.
3 [↑ назад]Битова Е.Г. Социальная история Балкарии XIX века: (Сельская община). Нальчик, 1997, с.42.
4 [↑ назад]Там же; Хатуев Р.Т. Карачай и Балкария до второй половины XIX века: власть и общество // Карачаевцы и балкарцы (этнография, история, археология). М., 1999, с.154.
5 [↑ назад]Гюльденштедт И. А. Путешествия господина академика И. А. Гюльденштедта через Россию и по Кавказским горам в 1770, 1771, 1772 и 1773 годах // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик, 1974, с. 207.
6 [↑ назад]Миллер В. Ф. Терская область. Археологические экскурсии (Извлечение) // Балкария: Страницы прошлого. Вып.3. Нальчик, 2006, с. 93, 94.
7 [↑ назад]Скитский Б. В. Очерки истории горских народов. Орджоникидзе, 1978, с. 73.
8 [↑ назад]Гутнов Ф. Х. Генеалогические предания осетин как исторический источник. Орджоникидзе, 1989, с. 66.
9 [↑ назад]Харузин Н. По горам Северного Кавказа (Извлечение) // Балкария: Страницы прошлого. Вып.3. Нальчик, 2006, с. 123.
10 [↑ назад]Миллер В. Ф. Указ. раб., с. 94.
11 [↑ назад]Абаев М.К. Балкария // Азаматов К. Г., Хутуев Х. И. Мисост Абаев: общественно-политические взгляды. Нальчик, 1980, с. 92.
12 [↑ назад]Миллер В. Ф. Указ. раб., с. 98.
13 [↑ назад]Миллер В., Ковалевский М. В Горских обществах Кабарды // Карачаево-балкарский фольклор в дореволюционных записях и публикациях. Нальчик, 1983, с.107, 108.
14 [↑ назад]Государственный архив Краснодарского края (ГАКК), ф.-348, оп.-1, д.-8, л.-40.
15 [↑ назад]Соттаев А. Х. Некоторые вопросы истории балкарского языка // Ученые записки Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института. Нальчик, 1959, Т. XIV, с. 252.
16 [↑ назад]Асанов В. Н. Родственные объединения адыгов, балкарцев, карачаевцев и осетин в прошлом. Нальчик, 1990., с. 139.
17 [↑ назад]ГАКК, ф.-348, оп.-1, д.-7, л.-40.
18 [↑ назад]Абаев М. К. Указ. раб., с. 100.
19 [↑ назад]Баразбиев М.И. Этнокультурные связи балкарцев и карачаевцев с народами Кавказа в XVIII - начале XX века. Нальчик, 2000, с. 38.
20 [↑ назад]Калоев Б. А. М. М. Ковалевский и его исследования горских народов Кавказа. М., 1979, с. 172-175.
21 [↑ назад]Тульчинский Н.П. Пять горских обществ Кабарды // Терский сборник. Владикавказ, 1903. Вып. 5, с. 164.
22 [↑ назад]Асанов В. Н. Указ. раб., с. 141.
23 [↑ назад]ГАКК, ф.-348, оп.-1, д.-8, л.-40.
24 [↑ назад]Тульчинский Н.П. Указ. раб., с. 164.
25 [↑ назад]Гаглойти З. Д. Очерки по этнографии осетин. Тбилиси, 1974., с. 131.
26 [↑ назад]ГАКК, ф.-348, оп.-1, д.-8, л.-40.
27 [↑ назад]Архив Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований, ф.-1, оп.-2, д.-26, л.-81.
28 [↑ назад]Соттаев А. Х. Указ. раб., с. 252.
29 [↑ назад]Тепцов В. Я. По истокам Кубани и Терека // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, вып. 14, 1892, с. 172.
30 [↑ назад]Абаев М. К. Указ. раб., с. 96.
31 [↑ назад]Асанов Ю. Н. Указ. раб., с. 143.
32 [↑ назад]Там же, с.140.
33 [↑ назад]Там же, с. 141.
34 [↑ назад]Думанов Х.М., Думанова Ф.Х. Правовые нормы адыгов и балкаро-карачаевцев в XV-XIX вв. Майкоп, 1997, с. 260.
35 [↑ назад]Алиев У. Д. Карачай. (Карачаевская автономная область). Историко - этнологический и культурно - экономический очерк. Черкесск, 1991, с. 49.
36 [↑ назад]Центральный государственный архив Республики Северная Осетия-Алания, ф.-262, оп.-1, д.-71, л.- 109.
37 [↑ назад]Там же, л. - 116.
38 [↑ назад]Там же.
39 [↑ назад]Баразбиев М.И. Генеалогия Ислама Крым-Шамхалова // Генеалогия Северного Кавказа. Нальчик, №4, 2002, с. 78, 79.
40 [↑ назад]Там же, с.79.
41 [↑ назад]Алейников М. Карачаевские сказания // Карачаево-балкарский фольклор в дореволюционных записях и публикациях. Нальчик, 1983, с. 105.
42 [↑ назад]Баразбиев М.И. Указ. раб., с.42.
43 [↑ назад]Гаджиева С.Ш. Кумыки. Историко-этнографическое исследование. М., 1961, с.46.
44 [↑ назад]Там же, с. 49.
45 [↑ назад]Баразбиев М.И. Указ. раб., с.42.
46 [↑ назад]Алиев К.М. Дорогою тысячелетий: кумыки и их этнородственные связи. Махачкала, 2004, с. 48.
Категория: Баразбиев М.И. | Добавил: drxblack (30.01.2015) | Автор: Баразбиев М.И. | Источник: http://osradio.ru/etnografija/16486-etnografija.html

Всего комментариев: 0
avatar