Суббота, 20.04.2024, 13:15

Карачаевцы и балкарцы

Отсуз оджакъдан тютюн чыкъмаз.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

VII Новые веяния крепнут...
Этюды о Балкарии: Урусбиевы, Мисост Абаев, Басият Шаханов
Биттирова Тамара

БАСИЯТ ШАХАНОВ

ТЕРСКИЕ ПИСЬМА

Помнится, в одном из первых своих писем мы отмечали, что со вступлением в управление Терской областью нового начальника ген.-майора Толстова здесь на первых же порах потянуло «новым курсом», почувствовались «новые веяния».

Однако в то время новый курс и новые веяния лишь намечались - их можно было лишь чувствовать, вернее, предугадывать по некоторым случайным признакам.

Теперь в них уже нельзя сомневаться: теперь мы можем с удовольствием констатировать, что «новый курс» вошел уже в нашу жизнь и из области предположений перешел в область реальных фактов.

Население Терской области как бы проснулось от тяжелого десятилетнего сна, полного давящих и пугающих кошмаров, и бодро заглядывает вперед, где неожиданно появились новые светлые перспективы, зажглась новая заря.

«Новый курс» виден везде, заметен на каждом шагу. Загляните в любое бюрократическое учреждение, и вас поразит резкая перемена в обращении с вами. Кто бы вы ни были, вы почувствуете себя человеком с известными правами, вы поймете, что с вами считаются, вас признают; вчерашний Юпитер9Юпитер - по древнеримской мифологии - верховный бог, владыка богов и людей (соответствует греческому Зевсу)., к которому вы не смели приблизиться, сегодня любезен с вами, выслушивает вас, входит даже в ваши нужды.

«Новый курс» резко сказался даже на нашем официальном органе - «Терских областных ведомостях». Проповедь нетерпимости и крайнего шовинизма, травля туземца и инородца, вообще, незаметно исчезли куда-то, и вы с удивлением на тех же столбцах, где встречали раньше призыв к ненависти и вражде, теперь читаете откровенные признания в прошлых ошибках и увлечениях, призыв к изучению туземной жизни, «совершенно в сущности нам не известной» и т. д. (Терские ведомости, 1900, № 1).

Словом, новый курс, новые веяния крепнут и все более при-учают население к тому, о чем оно даже помышлять не могло.

Еще лишь вчера могли ли вы представить себе туземца, смело направляющегося «во дворец» (дом начальника области) «за прав-дой»? А между тем теперь вы видите сотни таких туземцев, без страха и почти с полной уверенностью стучащихся в эти двери.

И они не обманываются в своих ожиданиях: их принимают, их выслушивают и, по их словам, они находят ту «правду», которую ищут там.

Особенно резко заметен «новый курс» по отношению к административно-высланным по закону 1893 года10Распоряжение Александра III, решившего ужесточить дискриминацию горцев, сделанное 13 декабря 1893 года, гласило: «Впредь до искоренения разбойничества в Кавказском крае и Ставропольской губернии дела о разбое, умышленном убийстве, грабеже с насилием, поджогах жилых строений, восстании и вооруженном сопротивлении властям, когда преступления сии совершены туземцами края, без различия национальности, сословия и исповедования, предоставить главно-начальствующему гражданской частью на Кавказе передавать, по своему усмотрению, из ведения общих судебных установлений на рассмотрение военного суда для суждения виновных по законам военного времени и конфирмовать состоявшиеся по сим делам приговоры военных судов» (ЦГИА ГССР, ф. 12, oп. 1, д. 1166, л. 1).. Высылались они по произволу старшин, мелких административных единиц. По первому заявлению любого старшины об их неблагонадежности, по первой прихоти мелкого администратора, им приходилось оставлять насиженные места, бросать хозяйства и перебираться в сосед-ние - Кубанскую область, Ставропольскую губ. и пр. С появлением нового курса все они теперь потянулись назад – на родину. Чуть ли не ежедневно являются они к ген.-майору Толстову, кото-рый выслушивает их, приказывает запастись приговорами обществ и обнадеживает, что при отсутствии каких-либо препятствий с этой стороны, они получат возможность возвратиться в свою среду на родные пепелища.

И послушайте, с каким захлебывающим восторгом рассказывают они об этом своим кунакам-односельчанам и с каким жадным вниманием последние слушают их!

Загляните в любой аул, в любое селение - и везде вы услышите одни и те же речи, одни и те же рассказы. Везде вы увидите одни и те же радостные, даже несколько торжественные лица, без слов говорящие о той радости, которую принес с собой населению «новый курс». На всех устах одно и то же имя, которое произносится с уважением, любовью и благодарностью.

Мы никогда не пели никому дифирамбов, мы никогда не вску-ривали никому фимиама, но теперь, выслушивая сотни рассказов о новом курсе, наблюдая сотни радостных, восторженных лиц, мы, невольно как-то, поддаемся общему настроению...

Чувствуешь, что в застоявшуюся жизнь влилась свежая струя, видишь, что струя эта растет и ширится...

Пожелаем же от души, чтоб она выросла и расширилась в реку, в море, которые захватили бы всю нашу область, в которых нашли бы успокоение и исцеление все наши язвы.


Примечания.
9 [↑ назад]Юпитер - по древнеримской мифологии - верховный бог, владыка богов и людей (соответствует греческому Зевсу).
10 [↑ назад]Распоряжение Александра III, решившего ужесточить дискриминацию горцев, сделанное 13 декабря 1893 года, гласило: «Впредь до искоренения разбойничества в Кавказском крае и Ставропольской губернии дела о разбое, умышленном убийстве, грабеже с насилием, поджогах жилых строений, восстании и вооруженном сопротивлении властям, когда преступления сии совершены туземцами края, без различия национальности, сословия и исповедования, предоставить главно-начальствующему гражданской частью на Кавказе передавать, по своему усмотрению, из ведения общих судебных установлений на рассмотрение военного суда для суждения виновных по законам военного времени и конфирмовать состоявшиеся по сим делам приговоры военных судов» (ЦГИА ГССР, ф. 12, oп. 1, д. 1166, л. 1). Данное указание царя имело на Кавказе силу закона. Командующий войсками Кавказского военного округа Шереметьев поспешил, в свою очередь, объявить «Временное положение о мерах для удержания туземного населения Терской области от хищничества и в особенности от всяких насилий против лиц нетуземного происхождения» (см.: Терский вестник. 1894. № 127. 30 октября). В дальнейшем царский указ именовался «законом 13 сентября 1893 года» и имел зловещий характер. По малейшему подозрению в приписываемых зачастую горцам преступлениях целые аулы выселялись за пределы области. Самое незначительное отступление от колониального режима оценивалось властями как государственное преступление и беспощадно каралось. Царские служаки действовали разнузданно, не имея над собой никакого контроля. Годы реакции на Кавказе продолжались вплоть до смены кавказской администрации после смерти Александра III.
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (13.02.2015) | Автор: Биттирова Тамара
Просмотров: 522 | Теги: VII Новые веяния крепнут...

Всего комментариев: 0
avatar