Четверг, 25.04.2024, 15:22

Карачаевцы и балкарцы

Ит асырагъанны бёрю табмаз.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

Басият Шаханов
Этюды о Балкарии: Урусбиевы, Мисост Абаев, Басият Шаханов
Биттирова Тамара

БАСИЯТ ШАХАНОВ
1 2

Общественная деятельность и творчество Басията Шаханова составляют одну из значимых страниц истории и культуры балкарского народа. Вклад его в развитие общественного сознания всего Северного Кавказа с появлением новых исследований и выявлением неизвестных прежде фактов его жизни и творчества становится все более очевидным. Следует отметить, что творчество Басията Шаханова было по достоинству оценено и его современниками. Но с установлением Советской власти на Северном Кавказе он, как и многие другие представители первой светской интеллигенции Северного Кавказа, был исключен из прошлого. Творческое наследие известного северокавказского публициста начала XX века было предано забвению на многие десятилетия, поскольку в исследованиях советских историков имя его возглавляло списки контр-революционеров. Однако, мало найдется среди современни-ков публициста тех, кто смог с такой беспощадностью раскрыть социальные корни противоречий северокавказской действительности рубежа веков, как сделал это Б. Шаханов в своих статьях и очерках.

Басият Шаханов родился 17 января 1879 г. в г. Владикавказе в семье врача. Его отец - Абай Шаулухович был в числе первых северокавказцев, получивших высшее медицинское образование. Яркая личность Абая Шаханова, его деятельность в области санитарного просвещения оставили заметный след в истории культуры Балкарии1Абай Шаулухович Шаханов родился 27 марта 1850 г. Мальчиком его определили в одну из первых светских школ, открытых для детей гор-цев в Нальчике. Из рапорта инспектора этой школы Келчевского, поданного начальнику Кабардинского округа кн. Орбелиани от 9 января 1859 г., следует, что девятилетний воспитанник школы Абай Шаханов вместе с другими учениками направляется на лечение в Пятигорск....

Во время прохождения научной стажировки в медико-хирурги-ческой академии в октябре 1889 г. Абай определяет своего сына Бориса Александровича в Александровский кадетский корпус, наи-более доступный для детей разночинцев. Состав учащихся был очень разнороден. «Рядом с сыном командира блестящего армей-ского полка сидел сын полкового барабанщика»2Военная энциклопедия. М., 1974. Т. 1. С. 265.. В этом учебном заведении был установлен семилетний срок обучения. По окончании кадетского корпуса в сентябре 1896 г. Б. Шаханова зачисляют в Константиновское артиллерийское училище рядовым юнкером. Затем он переводится в Михайловское артиллерийское училище. В артиллерийские училища принимались лица, окончившие с успехом полный курс кадетского корпуса. По окончании училища в июле 1898 года Б. А. Шаханову присваивается звание подпоручика «со старшинством» и его назначают в 4-ю батарею 21-й артиллерийской бригады в слободе Воздвиженская Грозненского округа3Крепость Воздвиженская заложена 3 июля 1844 г. генерал-лейтенантом Гурко на передовой Чеченской линии..

Бориса Шаханова увезли с Кавказа во младенчестве, и долгое время он ничего не знал о народе, из которого вышел его отец. Но, будучи юнкером Александровского кадетского корпуса, Бо-рис дважды приезжает на Кавказ и живет в семье Мисоста Абае-ва, который доводился родственником Абаю Шаханову со стороны матери. Во время своих отпусков в Балкарии он знакомится с жизнью и бытом родного народа, путешествует по горным ущельям, совершенствует свои знания по балкарскому языку. В этом ему помогала дочь Хамзата Урусбиева - Мадина. Последний свой от-пуск перед окончанием Михайловского артиллерийского училища Борис Шаханов провел на Баксане у Науруза Урусбиева. В этот свой приезд Б. Шаханов сильно ушибся, упав с лошади4ЦГА КБАССР, ф. 6, oп. 1, д. 109, л. 52..

Попав на постоянную службу на Кавказ, Борис с пристальным вниманием вглядывается в окружающую действительность. Она резко контрастировала с той романтизированной экзотикой, которой была переполнена беллетристика о Кавказе, высмеянная впоследствии Б. Шахановым.

Слобода Воздвиженская - место службы молодого офицера -находилась недалеко от административного центра Терской области Владикавказа. Благодаря этому, Б. Шаханов часто бывает в различных государственных учреждениях Терской области: на заседаниях думы, окружного суда, в госпиталях и больницах, в редак-циях местных изданий; посещает учебные заведения, театральные представления, церковные службы, занятия музыкально-хорового общества...

Еще воспитанником Михайловского артиллерийского училища Борис увлекся фотографией. Здесь, в ел. Воздвиженской, это увлечение переросло в каждодневную потребность. И он делает сюжетные фотографии из казарменной жизни, снимает горцев на улицах Владикавказа, своих друзей и родственников. Альбомы с фотографиями Б. Шаханова, к сожалению, были утеряны в ходе многочисленных пе.еездов его семьи.

Период жизни ? Шаханова в качестве артиллерийского офицера, охватывающий 1898-1904 гг., был самым значительным в его творческой биографии. Именно в эти шесть лет его глубоко заинтересовали проблемы, порожденные социально-экономической нестабильностью жизни народов Северного Кавказа. Он начи-нает искать причины такого положения и находит их в противоречии существующих сословно-поземельных отношений и требований нового века, нежелании правящей царской администрации решать эти проблемы не репрессивными методами, а на уровне взвешенной государственной политики. Глубокие раздумья и боль двад-цатилетнего юноши за судьбу своего народа нашли отражение в статьях, написанных им на рубеже XIX-XX вв.

Прослужив около шести лет (с 1898-го по 1904 г.) в 21-й артиллерийской бригаде, Б. А. Шаханов решает поступить в Военно-юри-дическую академию. Выбор профессии для него был не случаен. Еще в 1899 г. в одной из своих работ он с горечью писал о балкарцах: «Лишь маленькая горсть в 20-30 человек знает по-русски, а все остальное жалуется, просит, судится, подает бумаги, прикладывает мухуры к общественным приговорам на родном языке и, как дите, недоумевает потом, когда оказывается, что вышло совсем не то, что оно желало!»5Терские дела // Каспий. 1899. № 267.. Оказание посильной помощи своему народу через разъяснение непонятных ему законов, защита попавших в беду неграмотных крестьян - эти идеи проходят через все его работы, написанные перед поступлением в Военно-юридическую академию в Петербурге.

В характеристике, изложенной в аттестационном списке, который был представлен Б. Шахановым в Военно-юридическую академию в 1903 г., командир дивизиона 21 -й артиллерийской бригады полковник Григорович отмечал, что Б. Шаханов: «...честен, беспристрастен, настойчив в достижении цели, не жалеет собственных средств для достижения результатов работы. Доброду-шен, немножко горяч, немного застенчив, обладает даром слова»6ЦГВИА, ф. 248, oп. 1, д. 524, л. 190-191..

Но первая попытка Б. Шаханова поступить в Военно-юридическую академию в Петербурге в 1903 г. окончилась неудачей. Успешно выдержав предварительные испытания в Тифлисе, он едет в Петербург. Однако тяжелая болезнь, неожиданно приковавшая его к постели, вносит свои коррективы в судьбу Шаханова - время для поступления в академию было упущено. Пролежав в госпитале несколько месяцев, Б. Шаханов возвращается в артиллерийскую бригаду. Через год он повторяет попытку. По большинству вступительных экзаменов Б. Шаханов получил высшую оценку – 12 баллов, и при зачислении в академию его фамилия стояла первой в «Списке офицеров в порядке старшинства баллов, выдержавших приемные экзамены в младший класс Александровской военно-юридической академии в 1904 г.»7Там же, oп. 4, д. 134, л. 189-190..

В академии был трехлетний срок обучения, и поэтому учебная программа была очень насыщенной и немногим отличалась от университетской. В программе отсутствовали лишь римское право, статистика и торговое право. Годы учебы в академии для Шаханова были очень сложными, так как он часто болел. По воспо-минаниям современников, на выпускные экзамены его внесли на носилках. Тем не менее Б. Шаханов хорошо учился, успешно сдавал экзамены и закончил академию по 1-му разряду (К 1-му разряду относились офицеры, получившие на выпускных экзаменах по каждому из основных предметов не менее 10 баллов.). Это давало ему, кроме повышения чина до капитана, возможность вернуться на Кавказ, т. е. выбрать место несения воинской службы.

Годы учебы Б. Шаханова в академии совпали с первой русской революцией. Он был свидетелем борьбы рабочих Петербурга с самодержавием, жестокого подавления царским правительством революции 1905-1907 гг. Эти обстоятельства имели немаловажное значение в формировании мировоззрения публициста и в его последующей юридической практике.

К сожалению, сегодня мы не располагаем данными о творчестве Басията Шаханова в годы обучения в Военно-юридической академии. Трудно поверить, что с поступлением в Академию Б. Ша-ханов прекращает писать о беспокоивших его «туземных» вопросах. Скорее всего, он публиковал свои произведения под псевдони-мом, и возможно, что некролог о Коста Хетагурове, напечатанный в газете «Санкт-Петербургские ведомости» 28 марта 1906 г., впоследствии перепечатанный владикавказской газетой «Терские ведомости» и подписанный «Ом», принадлежит перу Б. Шаханова. Кроме особенностей стиля, сделать такое предположение дает основание и тот факт, что, по воспоминаниям проф. Б. Алборова, современника публициста, близко знавшего его, Б. Шаханов на похоронах Коста Хетагурова возглавлял мусульманскую делегацию8Воспоминания проф. Б. А. Алборова, хранятся в личном архиве Т. Б. Шаханова.. Хотя здесь и есть противоречие: до 1909 г. Б. Шаханов официально был православного вероисповедания, - нет оснований не верить свидетельству проф. Алборова, очевидца и участ-ника похорон К. Хетагурова. (Б. Шаханов принял мусульманскую веру в 1909 г., взял себе имя Басият и восстановил отчество Аба-евич.)

По окончании учебы Б. А. Шаханов был направлен помощником товарища прокурора в Тифлис для усиления военно-проку-рорского надзора. Это было время реакции после поражения первой русской революции, нашедшей широкий отклик на Кавказе. Революционное движение объединило в своих рядах рабочий класс Кавказа и безземельных крестьян, передовую интеллигенцию и нижние чины русской армии9ЦГВИА СССР, ф. 1309 - фонд «Временного окружного суда»: здесь в 1907-1908 гг. было рассмотрено около 1800 дел, расследующих революционное движение на Кавказе. Обвинялись солдаты за пение революционных песен, мастеровые и служащие за распространение и хранение литературы.. Б. А. Шаханов проработал здесь недолго, так как по большинству рассмотренных им дел солдаты, привлекавшиеся к суду за участие в революционных событиях, были оправданы. В аттестационном списке за этот период его службы написано, что «начальство не удовлетворено» его деятельностью10Там же, ф. 229, oп. 1, д. 336, л. 26.. Все это способствовало тому, что Шаханов через месяц после назначения подал в отставку. В дальнейшем его деятельность была связана с адвокатурой.

Институт присяжных поверенных (учрежден на Кавказе только в 1910 г., с этого года начинает работать там и Б. А. Шаханов11ЦГАИ ГССР, ф. 13, oп. 15, д. 1749, л. 2.) отличался относительной самостоятельностью. Поэтому переход Басията Шаханова из военного ведомства в присяжные поверенные был закономерным, если учесть его взгляды на состояние юридического обеспечения округа и общедемократическую направленность его мировоззрения. В своих статьях, еще до поступления в Военно-юридическую академию, он неоднократно писал о том, что большинство населения беззащитно перед произволом царской администрации из-за незнания российских законов и своих прав.

Имя присяжного поверенного Басията Шаханова быстро стало популярным среди народа благодаря тому что в крупных судебных процессах он защищал интересы простых людей. Так, он сумел добиться оправдания организаторов и участников Черекского восстания 1913 г., защищал анархистов-социалистов во главе с Малхазьяном, он, будучи адвокатом инженера Бейбутова, выиграл в нашумевшем деле бакинского миллионера Тагиева.

В начале XX в. страсти разгорелись вокруг земельного вопроса. Царской администрации его решение было необходимо для облегчения управления областью. Социальные верхи, воспользовавшись сложившейся ситуацией, ставили своей целью доказать исключительное право собственности высших сословий. А зарождавшаяся буржуазия пыталась укрепить свои позиции, отрицая наличие частной земельной собственности, с одной стороны, утрируя общинный характер землепользования, а с другой – утверждая, что все земли Нагорной полосы должны принадлежать казне, которая, естественно, даст их на откуп «денежному мешку». Положение усугублялось еще и тем, что земельная собственность в Нагорной полосе была юридически (относительно русской юриспруденции) слабо оформлена, хотя обычное право горцев, складывавшееся веками, имело довольно стройную систему земельных отношений.

«На протяжении всего пореформенного периода вопрос поземельного устройства в Балкарии сохранял особую остроту и злободневность. Вокруг него шла борьба различных общественных направлений», - пишет Х.-М. Сабанчиев. Б. Шаханов, как и М. Аба-ев, при таком положении дел не мог «оставаться в стороне и не высказать своего мнения»12В кн.: Торжество ленинской национальной политики КПСС. Нальчик, 1983. 179 с.. В отличие от М. Абаева, выступившего в печати со статьями о бедственном положении балкарцев, Б. Шаханов развернул активную деятельность по защите их прав. В первую очередь он принялся за правовое обоснование владения землей, для чего сконцентрировал в своих «Возражениях Абра-мовской комиссии» большой фактический материал по обычному праву и истории балкарцев.

Публицистика и общественная деятельность Б. Шаханова пришлись именно на те годы, когда буржуазия (в основном русская и иностранная) постепенно брала верх над феодалами и всеми си-лами старалась прибрать к рукам недра Нагорной области. Буржуазия использовала свои связи, практиковала подкупы, а иногда и подлог, чтобы добиться своей цели. Ведь если доказать, что Нагорная полоса не принадлежит горцам, естественно, ее хозяином объявляется царская казна. А у той земли может приобрести любой имеющий средства, т. е. сама буржуазия. Поэтому и стало возможно появление различного рода проектов переселения и выселения горцев, которые были основаны формально на том, что у горцев не было права собственности, закрепленного документами. Хозяевами земель в Балкарии, как и в других местах Нагорной полосы, были в основном князья и уздени. Но ведь часть ее принадлежала и простым горцам, крестьянам, добывавшим свой хлеб тяжким трудом. Изъятие их наделов привело бы к зависимости балкарцев от соседних народов, а зависимость экономическая в тех условиях для горной Балкарии означала бы ее политическую обреченность.

Проект Абрамовской комиссии, занимавшейся изучением состояния землевладения и землепользования в Наго.ной полосе, предполагал отчуждение казне всех земель горцев Б. А. Шаха-нов за несколько лет до создания Абрамовской комиссии считал, что «для правильного разрешения характера и пространства землевладения в горах является необходимость учредить специальную комиссию из юристов и знатоков края и подробно исследовать этот вопрос на месте, только тогда можно будет правильно решить, кому по справедливости и какая земля принадлежит в горах и у кого, как захватчика, можно отобрать землю для наделения ею народа». В этой же статье («О поземельном вопросе в Нагорной полосе Терской области») Б. Шаханов с тревогой писал: «...местное управление государственных имуществ отобрало фактически все леса в горах в казну и считает казенною и безлесную часть горной полосы»13Казбек. 1901. 22 апр. № 1028..

В такой обстановке начиналась деятельность Басията Шахано-ва - юриста, присяжного поверенного Владикавказского окружного суда.

Из сохранившихся архивных документов видно, что к Б. А. Ша-ханову обращались за помощью в тяжебных делах неимущие крестьяне, а также люди, преследуемые царской администрацией. Документы по одному из таких дел обнаружены в Центральном государственном историческом архиве Грузии и в ЦГА КБАССР. Это дело по обвинению сельского судьи Азаматгерия Чипчикова «в оскорблении Его Императорского Величества»14ЦГИА ГССР, ф. 114, oп. 1, д. 2059; ф. 113, oп. 24, д. 635.. В протоколе аульного правления зафиксировано: Чипчиков поспорил со своим односельчанином Татау Булатовым из-за земли. Помощник старшины аула Хасаут в своем рапорте начальнику округа писал: «Я предложил Чипчикову прекратить брань, при этом напомнил ему, что он находится в правлении, которое считается учреждением, где имеется портрет Его Императорского Высочества наследника цесаревича Великого князя Алексея Николаевича, и что каждый из нас обязан благопристойно держать себя в присутствии портретов царствующих императорских особ, но Чипчиков за (так в под-линнике. – Т. Б.) замечание ответил выражением, которое переводчик не мог перевести в точности по-русски...»15ЦГА КБАССР, ф. 6, oп. 1, д. 883, ч. 2, л. 52..

Рапортуя временному генерал-губернатору об этом случае, помощник старшины «покорнейше просил устранить Чипчикова от должности сельского судьи и исключить из состава выборных пред-ставителей, как кляузника и подстрекателя»16Тамже, л. 51..

Мера наказания, предложенная помощником старшины, показалась администрации слишком незначительной, и она, сообразу-ясь с принципами военного положения, объявленного на Кавказе, приказала жандармскому управлению «потребовать Чипчикова за караулом и заключить в тюрьму» до «надлежащего дознания».

Тифлисская судебная палата, где оказалось в конечном счете дело по обвинению А. Чипчикова, вынесла решение о привлечении его к ответственности. Несмотря на преклонный возраст обвиняемого (ко времени суда А. Чипчикову исполнилось 70 лет), назначили судебное разбирательство.

Анализ судебных документов позволяет сделать вывод, что Б. А. Шаханову пришлось много работать в качестве защитника А. Чипчикова. В первую очередь необходимо было изменить статью первоначального приговора (т. е. обвинительного заключения), а затем снять обвинение. Речь Шаханова на суде еще не найдена (суд состоялся 23 января 1916 г. в г. Пятигорске), но в делах Тифлисской судебной палаты сохранились документы, заполненные рукой самого Б. А. Шаханова. Прошения А. Чипчикова и его сына Сафарбия также составлены были Б. А Шахановым. Эти документы имели немаловажное значение при вынесении су-дом оправдательного решения.

Защита А. Чипчикова - один эпизод из деятельности присяжного поверенного Б. А. Шаханова. Сам по себе факт этот зауряд-ный, но все же он знаменателен тем, что характеризует Шаханова как человека большого личного мужества. Защищая горца, оскорбившего «августейших особ», он шел на большой риск (Тифлисская судебная палата в эти годы рассмотрела десятки дел, по-добных делу Чипчикова, и по значительному большинству из них были приняты репрессивные меры). Но твердая убежденность Б. А. Шаханова в правоте подзащитных крестьян, сочувствие обездоленным горцам сделали его заступником попавших в беду соплеменников. Об этом свидетельствует и статья «Еще переселение», в которой он страстно призывал понять нужды простых горцев: «...нелегко живется нашему туземцу. Борьба с суровой природой, отсутствие удобных дорог, медицинской помощи, школы, незнание государственного языка - вот условия, в которые он поставлен. Ежедневно приходится читать известия о возникновении комиссий для выяснения причин упадка благосостояния жителей то тех, то других углов Российской империи, газеты заполнены сочувственными статьями, посвященными не только русскому мужичку, но и чухнам, латышам, зырянам. Но много ли до сих пор занималась печать кавказским горцем? Какие известия, кроме требований строгих кар для обуздания «головорезов», помещаются в большей части печати по так называемому «туземному вопросу»? А как живется этому «головорезу», дурно ли, хорошо ли, что толкает его порой на преступление, чем облегчить его положение, - до этого им дела нет! «Лишь бы нас не трогали, а там живи как знаешь: хоть умирай с голоду, я пальцем не пошевельну!» И это рядом с толками о культуре, цивилизации, гуманности и любви к ближнему, рядом с бесчисленным множеством всякого рода принципов и идей»17Шаханов-Джанхотов. Еще переселение // Казбек. 1899. № 431..

В течение шести лет Басият Шаханов исполнял обязанности помощника присяжного поверенного, а в последний предреволюционный год присяжного поверенного. По свидетельству коллеги, «блестяще образованный юрист, он стал в ряды народной бедноты и смело боролся за нужды угнетенных и обиженных, вызывая тем к себе враждебное отношение...»18Терский вестник. 1917. 3 сент..

В течение нескольких лет (1910-1916) Басият Шаханов был юрис-консультом Большой и Малой Кабарды и Пяти горских обществ. В его обязанности входило как юридическое обеспечение различных сделок между жителями Кабарды, Балкарии, так и представление их интересов в областных и столичных учреждениях. Большую работу в качестве юрисконсульта Б. А. Шаханов проводил при проектировании и учреждении первых курортных заведений, устройстве общественного лесничества.

Необходимо отметить также его заслуги в деле преобразования Нальчикской горской школы в реальное училище. Начиная с 80-х гг. XIX в. неоднократно предпринимались безуспешные попытки к этому и лишь в 1911 г. при активном содействии Б. Шаха-нова цель была достигнута. Незадолго до открытия училища в докладной записке, поданной начальнику Терской области, Б. Шаханов просил, чтобы из числа 50 стипендиатов, учрежденных в пансионе при Нальчикском реальном училище, часть этих стипендий «предоставить детям Кабардинского и Горского уроженцев без различия сословий»19ЦГА КБАССР, И-6, оп. 1, д. 826, т. II, л. 71.. Выступая на торжествах по случаю закладки здания реального училища 13 июня 1911 г. (В этом здании в настоящее время находится медицинский факультет КБГУ.), Б. Шаханов отмечал благотворное значение добровольного присоединения Кабарды и Балкарии к России, прежде всего, для культуры и просвещения народа20Там же, И-46, оп. 1, д. 4, л. 3..

Особенно примечательным фактом юридической практики Б. Шаханова следует считать его участие в судебном процессе над участниками Черекского (именуемого иногда в литературе Кара-суйско-Жанхотовским) восстания 1913 г. Во время восстания крестьяне - жители более 20 поселков Верхней Балкарии - захватили и срубили княжеский лес, снесли ограду вокруг сенокосных угодий, разрушили строения таубиев Жанхотовых.

Тогда впервые в горах Балкарии зазвучали революционные лозунги, были сформулированы и предъявлены экономические тре-бования. Балкарские крестьяне выступили с символами революционной борьбы – красными флагами и значками. «...Были, помимо всего этого, в толпе и значки, красные флаги, как о том засвидетельствовал Эльбуздуко Жанхотов, который заметил у Шавая Ити-ева красный значок. Ниже подтвердили свидетели Итлуг Мокаев, показавший, что впереди шел Шавай Итиев, держа небольшой красный флаг, и Константин Желягин: «в толпе были два балкарца, имевшие в руках красные флажки»21ЦГИА ГССР, ф. 113, oп. 1, д. 5421, с. 4 об. Написание личных имен и фамилий, а также стиль документа даются без изменений., - сообщается в доку-ментах дознания, представленных владикавказским прокурором в Тифлисскую судебную палату.

В восстании приняли участие более 950 человек, т. е. практи-чески все трудоспособное мужское население Верхней Балкарии, в основной своей массе - беднейшие крестьяне22См. там же сообщение начальника участка Карачаева..

После усмирения крестьян Тифлисской судебной палатой был проведен процесс над участниками восстания. Следственные мероприятия длились более трех лет. Суд над восставшими состоялся в марте 1916 г. К суду были привлечены 70 наиболее активных участников восстания. Все они избрали своим адвокатом помощ-ника присяжного поверенного Владикавказского окружного суда Басията Абаевича Шаханова. Ему дважды пришлось защищать восставших, второй раз - после обжалования прокурором Владикавказского окружного суда Фалевичем решения суда об оправдании крестьян. Но и второй раз защита прошла успешно.

Как было установлено по ходу следствия, крестьянские волнения имели не только экономический, но и политический характер: восставшие требовали возврата общинных земель, незаконно зах-ваченных таубиями Жанхотовыми, и это усугубляло положение подсудимых, делало их защиту уязвимой по нескольким статьям Свода (собрания действовавшего законодательства царской России с 1835 г. вплоть до Октябрьской революции 1917-ro). По отзывам современников, защитительное слово Басията Шаханова прозвучало так ярко и убедительно, что владикавказская публика многие годы цитировала отрывки из его речи. К сожалению, этот ценный документ пока не обнаружен в делах процесса. Можно предположить, что главным аргументом защиты было тяжелое экономическое положение балкарской бедноты. Судя по сохранившимся следственным и процессуальным документам, чтобы облегчить участь обвиняемых, Б. Шаханову необходимо было доказать, что восстание носило характер стихийного экономического бунта и не имело политической основы. В противном случае организаторов и активных участников восстания ожидало суровое наказание. Доверенные Жанхотовых и начальник округа С. Клиш-биев старались доказать, что выступление готовилось заранее, и ему предшествовала определенная деятельность организаторов восстания.

Жизнь и деятельность Б. Шаханова в период между двух революций 1917 года и гражданской войны была достаточно сложной и не нашла в свое время объективного научного осмысления. Искренне приняв февральскую буржуазно-демократическую революцию, он входил в органы Временного правительства Терской области, являлся одним из инициаторов создания Союза объединенных горцев, был избран председателем Первого съезда горцев Северного Кавказа и Дагестана.

Самые значительные страницы в политической биографии Б. Ша-ханова этого периода связаны с его деятельностью по консолидации демократических сил Северного Кавказа и Дагестана. В мае 1917 года состоялся исторический Первый съезд горцев Кавказа, его председателем был избран Б. Шаханов. «В России, - говорил он в своем выступлении на этом съезде, - несомненно, будет установлена республика, т.е. народоправство, с выборным парламентом и выборным и ответственным перед народом правительством во главе с выборным же президентом». В этих словах выражены мечты многих его соратников об устройстве демократического государства, в котором и народы Кавказа должны «строить свою жизнь на началах полного самоуправления, самоопределения и автономии».

Деятельность Б. Шаханова как организатора и первого председателя Союза объединенных горцев Кавказа свидетельствует о его незаурядном таланте политика. В тяжелейших условиях революционных потрясений он ни разу не отступил от своих позиций демократа и не расстался с идеей объединения всех народов Кавказа с новой Россией на федеративных началах «при самом широком самоопределении народов». Его идеи о таком государственном устройстве не раз находили поддержку в последующем, они не утратили актуальности и сегодня, когда государственное устройство претерпело кардинальные изменения.

В конце 1917 года Б. Шаханов по рекомендации Дагестанского социалистического блока был избран комиссаром Дагестана. В феврале-марте 1918 года он - участник 2 съезда народов Терека. Б. Шаханов входил в коллегию правозащиты при Нальчикском окружном совете.

О последних месяцах жизни Б. Шаханова в некрологе, напечатанном в газете «Вольная Кубань», говорится: «В последних числах февраля (1919 г.) в городе Екатеринодаре скончался от тифа крупный общественно-политический деятель, популярный среди горцев Терека, Дагестана и Кубани, присяжный поверенный, под-полковник артиллерии в отставке Б. Шаханов. В лице его как человека, ставившего интересы общественные, народные выше личных, горцы понесли невозвратимую утрату... В момент составления кабинета (Кубанской Рады. - Т.Б.) горцы, уже ознакомившиеся с его работой в горской фракции, п,едлагают ему занять пост управляющего ведомством Юстиции" но скромный труженик предпочитает должность Правителя канцелярии Законодательной Рады»23См. также: Вестник Горской республики, 1919. 27 апр..

Горская фракция Кубанской Рады помогла перевезти тело Ба-сията Шаханова в Нальчик и организовала похороны его на клад-бище Вольного Аула.

* * *

Творчество Б. Шаханова, отмеченное литературным талантом и мастерством, особым взглядом на решение общественно значимых проблем, значительное явление в истории духовной культуры народов Северного Кавказа. Многие годы общественная деятельность Б. Шаханова, негативно оцененная с позиций классовой борьбы, заслоняла его творчество и оно не нашло адекват-ного отражения в научной литературе и до недавнего времени было известно только узкому кругу специалистов.

Получив блестящее образование в лучших учебных заведениях России, Б. Шаханов защищал интересы горцев и как публи-цист, и в качестве присяжного поверенного Владикавказского окружного суда.

Значительное большинство найденных на сегодняшний день работ Б. Шаханова, подписанных оригинальным именем, созданы в довольно короткий отрезок времени - в 1899-1901 гг. За неполных три года Б. Шахановым опубликовано три цикла художе-ственных очерков - «Этюды из туземной жизни», «Терские письма», «Терские дела», четыре статьи, большое количество корреспонденции и заметок.

Основные статьи и очерки Б. Шаханов подписывал двойной фамилией «Шаxaнов-Джанхотов». Подписывать свои публикации точным именем и фамилией у Б. Шаханова не было возможности, т.к. военная инструкция еще со времен Бенкендорфа запрещала офицерам выступления в печати24Это было обычным явлением в северокавказской публицистике рубежа веков. Вспомним хотя бы историю публикации Мисостом Абаевым статьи «Наделы осетин». Она целиком посвящена бедственному положению малоземельных балкарских крестьян, и статья никакого отношения к проблемам малоземелья в Осетии не имела и была так озаглавлена, чтобы ввести в заблуждение владикавказскую цензуру, так как после статьи....

Первыми его публикациями следует считать несколько маленьких заметок, подписанных «Джанхот из слоб. Воздвиженская». Эти небольшие публикации были пробой пера начинающего публициста во владикавказской прессе. В своих небольших заметках «на злобу дня» он высмеивал пошлость и мещанскую мораль. К ним же можно отнести полемические заметки, подписанные псевдонимом «П. д’Аржан»25Джанхот. Картинка // Казбек. 1899. 16 апр. № 436. Заметка из ел. Воздвиженской. Там же. № 446. Звериное остроумие. Там же. № 464, и др..

Первая статья Б. Шаханова, подписанная «Шаханов-Джанхотов», «По поводу одного удивительного проекта», - напечатана в газете «Казбек» 8 января 1899 г. Поводом для выступления в печати для Б. Шаханова послужили статьи некоего Карцова в «Санкт-Петербургских ведомостях» о причинах разбоев на Кавказе, где автор для искоренения абречества предлагал выселить горцев с Кавказа. Б. Шаханов, с негодованием отвергая «проект» Карцо-ва, ищет истоки абречества в историческом прошлом народов Северного Кавказа. Эта небольшая статья, наполненная большой экспрессией, отличалась аргументированностью и четкостью авторской позиции. В ней проявилась присущая публицистике Б. Шаханова язвительная ирония. Характеристика, данная Б. Шахановым проектам Карцова, полна сарказма: «До сих пор мы слышали немало всякого рода проектов борьбы с этим злом (абре-чеством. - Т.Б.): были тут и хорошие, и дурные, и постепенные, и энергичные, но из всех них проект г. Карцова является, без сомнения, самым... удивительным!»26Казбек. 1899. № 436.

Основное содержание художественно-публицистических очер-ков и статей Б. Шаханова - защита интересов горцев от произвола царских чиновников. Защита прав горцев стало главным делом его жизни. С особой наглядностью это видно из статей, посвященных проблемам разбойничества и абречества на Кавказе27Карцов. Причины разбоев на Кавказе // Санкт-Петербургские ведомости. 1898. 31 дек. № 358.. И слово «туземец», часто служившее «Карцовым» для полупрезрительного обозначения горцев Кавказа, под пером Б. Шаханова приобрело позитивное содержание. Главную свою работу этого периода Б. Шаханов так и назвал «Этюды из туземной жизни».

В статье «Еще переселение» Б. Шаханов продолжает полемику с теми, кто выдвигает в кавказской печати проекты для обуздания «головорезов» - горцев. Статья посвящена проектам заселения Кавказа русскими малоземельными крестьянами. Здесь публицист упрекает «прожектеров» в поверхностном подходе к условиям жизни горцев Кавказа, в частности малоземельной бедноты, разоблачает лицемерие официальной пропаганды, утверждающей, что у кавказских горцев излишек земель. Приводя данные официальной статистики, 6. Шаханов убедительно показывает, насколько беспросветна и тяжела жизнь беднейших горских масс. Сравнивая проект Карцова и новый проект заселения Кавказа малоземельными русскими крестьянами, Б. Шаханов показывает их абсурдность: «который из этих проектов лучше - дело вкуса. По-моему – так оба лучше».

Проблемы, порождаемые аграрной политикой царизма, были в центре внимания передовых общественных деятелей Северного Кавказа. Не было среди них публициста, который в той или иной мере не коснулся бы этих вопросов в своих выступлениях. Башир Далгат, Мисост Абаев, Талиб Кашежев, Сайд Габиев, Георгий Ца-голов, Коста Хетагуров, Ислам Хубиев, Чах Ахриев и другие написали яркие публицистические статьи, в которых отразили всю тяжесть экономического положения горцев, предлагали свои проекты повышения уровня их жизни. Они придавали исключительное значение просвещению горцев, приобщению их к передовой европейской культуре. Они видели путь к благосостоянию своих народов через просвещение. Северокавказские просветители ста-рались ознакомить свои народы, занятые крестьянским трудом, с передовыми методами ведения сельскохозяйственных работ. Они писали о многовековой истории сложившегося хозяйственного уклада горцев и о разрушении его кавказской войной, о традици-онных формах ведения хозяйства и необходимости их усовершенствования, о нехватке земли в Нагорной полосе и порождаемых этими обстоятельствами драматических событиях...

Об этом же писали и осетинские публицисты А. Ардасенов и А. Гассиев, которые «хорошо понимали, что переселение безземельных русских крестьян в Терскую и Дагестанскую области ущемляет интересы коренных малоземельных крестьян и вызывает между ними вражду, ссоры, доходящие до кровопролития»28Ардасенов И. М. Алихан Ардасенов. Орджоникидзе, 1976. С. 109..

Царское правительство переселением безземельных и малоземельных крестьян центральной России на окраины страны преследовало одновременно две цели: разрядить революционную обстановку центра и ослабить революционное движение на Кавказе, противопоставив интересы переселенцев и коренных жителей. Об этом Б. Шаханов напомнил в своей речи на объединенном собрании казаков и горцев уже после свержения самодержавия: «Старое правительство, раздавив нашу и казачью свободу, в своем правлении пошло далее, оно оскорбило как горцев, так и казаков, натравливая казаков на горцев и горцев на казаков. Была пущена в ход система недоверия. Но теперь все рухнуло, все изменилось. Русская революция стерла все старое, не стало ни казаков, ни горцев, есть русские свободные граждане. Мы сольемся воедино, если общие лозунги объединят нас, этот лозунг даст нам тот, кто освободил нас от оков и кто дал нам революцию - это пролетариат. Теперь прежнее деспотическое правительство рухнуло, будет правдивая власть. От имени всех горцев я призываю вас, казаки, к жизни на демократических началах и призываю за наше объединение провозгласить «ура!»29Терский вестник. 1917. 7 мая. № 6..


Примечания.
1 [↑ назад]Абай Шаулухович Шаханов родился 27 марта 1850 г. Мальчиком его определили в одну из первых светских школ, открытых для детей гор-цев в Нальчике. Из рапорта инспектора этой школы Келчевского, поданного начальнику Кабардинского округа кн. Орбелиани от 9 января 1859 г., следует, что девятилетний воспитанник школы Абай Шаханов вместе с другими учениками направляется на лечение в Пятигорск. По всей вероятности, Абай после лечения в Георгиевском военном госпитале, куда его перевели из Пятигорска, поступает в Ставропольскую гимназию, что выясняется из сопоставления смежного документа: в 1869 г. Абай Шаханов оканчивает Ставропольскую гимназию и поступает в медико-хирургическую академию. Для этого Абай должен был проучиться в гимназии не менее девяти лет.

В те годы директором училищ Ставропольской губернии служил Я. М. Неверов - неутомимый поборник образования и просвещения горцев, близкий друг Т. Н. Грановского и Н. В. Станкевича. Благодаря стараниям Неверова Ставропольская гимназия была одной из самых образцовых гимназий России. Здесь царила живая, творческая атмосфера учебного процесса, проводились различные мероприятия: выпускались номера рукописного литературного журнала, организовывались конкур-сы, вечера.

Одновременно с Абаем Шахановым в Ставропольской гимназии учи-лись будущие известные деятели культуры и просвещения Северного Кавказа - Асламбек Базоркин, Чах Ахриев, Султанбек Абаев, братья Шанаевы - Джантемир, Ибрагим, Идрис, а Ефим Газданов, Исмаил Тхостов и Далхат Халилов были однокашниками Абая.

Ставропольскую гимназию Абай окончил успешно и был определением педагогического совета удостоен аттестата с правом поступления в университет, но, «не имея собственных средств для продолжения образования», он обратился с просьбой об определении его в Петер-бургскую медико-хирургическую академию к его императорскому высочеству главнокомандующему кавказской армией великому князю Михаилу. Просьба А. Шаханова была удовлетворена. Содержание ему назначили из Кабардинской общественной суммы «с тем, чтобы Шаханов был обязан по окончании курса медицинских наук отслужить кабардинскому обществу в должности медика шесть лет» (ЦГВИА, ф. 316, оп. 63, д. 6793, л. 5).

Однако в последние два года обучения обещанную стипендию Абаю перестали выплачивать, что обязывало его «прослужить в военно-медицинском ведомстве за бесплатное слушание лекций три года».

Незадолго до окончания академии, 3 октября 1875 г., Абай женится на «дочери коллежского асессора девице Елизавете Павловне Матвеевой». За четыре дня до женитьбы Абай переходит в православие. Этот факт его биографии подтверждает свидетельство, подписанное протоиереем императорской медико-хирургической академии Д. Тихомировым. При крещении Абая нарекли Александром Дмитриевичем. Согласно семейным легендам, Александром его окрестили в честь царя Алек-сандра II, якобы благословившего его на учебу. Из этого же свидетельства можно предположить и происхождение отчества новокрещенного: крестным отцом стал его однокурсник Дмитрий Гиммер.

Абай Шаханов оканчивает академию в 1876 г. по специальности «внут-ренние болезни». Именно в этом году царское правительство, после безуспешных дипломатических попыток добиться освобождения Болгарии и других славянских народов Балкан от турецкого ига, начинает усиленно готовиться к войне с Турцией.

Почти весь выпуск медико-хирургической академии 1876 г. был направлен в районы дислокации русских войск. В числе 25 выпускников А. Шаханов попадает на Кавказ, в местечко Царский Колодец. Службу он начал младшим ординатором Царскоколодского полугоспиталя. Абай Шаханов участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. в составе Рионского полка.

После войны он прослужил несколько лет лекарем Владикавказского военного госпиталя. Вместе со своим однокурсником Киселевым принимал участие в борьбе с эпидемией дифтерита. В 1880 г. Абай подает в отставку и едет в Балкарию, чтобы распространять среди своих соплеменников основы медицинских знаний. Он лечит горцев от различных болезней, проводит профилактические мероприятия, собирает и записывает рекомендации народной медицины. Но несколько лет упорного труда не дали желаемых результатов. Его рассказы об основах микробиологии, о причинах заболеваний не находили понимания в среде горцев. К тому же переход Шаханова в православие был встречен жителями Балкарии настороженно. И тем не менее жители Балкарии долго еще помнили Абая Шаханова и его добрые дела.

С 1882 г. начинается служба Абая Шаханова на Дальнем Востоке.

Почему Абай Шаханов оказался так далеко от Балкарии? На этот вопрос позволяют ответить сохранившиеся архивные документы. Так, из переписки мобилизационной части главного медицинского управления выясняется, что ввиду осложнившихся политических обстоятельств на восточной границе России в Приамурском военном округе в 1881 г. в спешном порядке были сформированы дополнительно запасы для 5 военных госпиталей и 2 лазаретов - во Владивостоке (1 госпиталь), Хабаровске (1 лазарет), Никольском (2 госпиталя, 1 лазарет), Раздольном (1 госпиталь), Новокиевском (1 госпиталь).

В эти формирования начали мобилизовать медиков, и Абай Шаханов был назначен старшим врачом 4-го Восточно-Сибирского линейного батальона, а впоследствии переведен старшим врачом в Никольское (ныне г. Уссурийск). По стратегическим соображениям, в этом, тогда еще небольшом, поселке находилась основная масса войск, «содержимых в мирное время в Приамурском военном округе, в Южно-Уссурийском отделе, здесь имеется 10 стрелковых и 5 линейных батальонов...»

Аттестационный список А. Шаханова, представленный при повышении по службе, содержит примечательную характеристику: «Характер мягкий, ровный, спокойный, настойчивый по службе, нравственные качества безукоризненные, энергичен. Научно образован превосходно и практическая опытность по специальности высказывается на деле по успешным результатам при пользовании больных». И общее заключение о личности А. Шаханова - «выдающийся» (ЦГА СОАССР, ф. 446, oп. 2, д. 6375, л. 1228).

О периоде жизни Абая Шаханова в Сибири сведения почти отсутствуют. Насколько можно судить по дошедшим до нас воспоминаниям родственников и подтверждающим их архивным источникам, Абай до конца жизни проработал в военно-медицинских учреждениях Дальнего Востока. Лишь с осени 1888 г. по 1 июня 1890 г. он был прикомандирован в Медико-хирургическую академию «для усовершенствования в науках». После успешного окончания курса был назначен старшим врачом лазарета в Никольском Южно-Уссурийского отдела Хабаровского края. Семейные предания утверждают, что Абай Шаханов участвовал в противочумной экспедиции в Китай и якобы читал лекции в университете японского города Нагасаки. Но эти факты требуют документального подтвер-ждения.

Сестра Басията Шаханова Лидия умерла в 1921 г., была замужем за известным в 20-е годы киносценаристом Измаилом Абаевым. И. Абаев -автор сценариев таких фильмов, как «Абрек Заур», «Под властью адата», «Закон гор». «Абрек Заур» (1921) - один из первых советских приключен-ческих фильмов. Это история простого горца Заура, вынужденного стать абреком из-за произвола царского офицера.

Елизавета Павловна Матвеева, жена Абая, окончила курсы повиваль-ных бабок при Военно-медицинской академии и «имела опыт практической работы», однако дети Абая - Борис и Лидия - воспитывались бабушкой со стороны матери. Елизавета Павловна пережила своих детей и умерла в 1925 г. в Ташкенте.

В конце 1895 г. врачом Южно-Уссурийского отдела (куда относился возглавляемый А. Шахановым лазарет) статским советником Маршан-диным А. Д. Шаханов был представлен к повышению «по службе, на должность IV разряда вне очереди во внимание отлично усердной службы при знании в высшей степени своей специальности, применяемой на деле» (Ко времени представления А. Шаханов имел чин коллежского советника, что соответствовало в табели о рангах шестому военному чину -полковнику, а разряд 4-й соответствовал генеральскому.).

В № 39 журнала «Врач» за 1897 г. сообщалось, что «28 августа от хронического воспаления почек умер старший врач Никольского местного лазарета Александр Дмитриевич Шаханов». В этом же некрологе сообщалось, что сведения об А. Д. Шаханове доставлены доктором Шлипсом. Близкие родственники Абая Шаханова, однако, утверждают, что он умер во время противочумной экспедиции в Китай. Из специальной литературы известно, что в XIX в. последняя эпидемия чумы началась в 1894 г. в Южном Китае и сразу охватила целый ряд портовых городов, откуда добралась в 1896 г. до Бомбея.


2 [↑ назад]Военная энциклопедия. М., 1974. Т. 1. С. 265.
3 [↑ назад]Крепость Воздвиженская заложена 3 июля 1844 г. генерал-лейтенантом Гурко на передовой Чеченской линии.
4 [↑ назад]ЦГА КБАССР, ф. 6, oп. 1, д. 109, л. 52.
5 [↑ назад]Терские дела // Каспий. 1899. № 267.
6 [↑ назад]ЦГВИА, ф. 248, oп. 1, д. 524, л. 190-191.
7 [↑ назад]Там же, oп. 4, д. 134, л. 189-190.
8 [↑ назад]Воспоминания проф. Б. А. Алборова, хранятся в личном архиве Т. Б. Шаханова.
9 [↑ назад]ЦГВИА СССР, ф. 1309 - фонд «Временного окружного суда»: здесь в 1907-1908 гг. было рассмотрено около 1800 дел, расследующих революционное движение на Кавказе. Обвинялись солдаты за пение революционных песен, мастеровые и служащие за распространение и хранение литературы.
10 [↑ назад]Там же, ф. 229, oп. 1, д. 336, л. 26.
11 [↑ назад]ЦГАИ ГССР, ф. 13, oп. 15, д. 1749, л. 2.
12 [↑ назад]В кн.: Торжество ленинской национальной политики КПСС. Нальчик, 1983. 179 с.
13 [↑ назад]Казбек. 1901. 22 апр. № 1028.
14 [↑ назад]ЦГИА ГССР, ф. 114, oп. 1, д. 2059; ф. 113, oп. 24, д. 635.
15 [↑ назад]ЦГА КБАССР, ф. 6, oп. 1, д. 883, ч. 2, л. 52.
16 [↑ назад]Тамже, л. 51.
17 [↑ назад]Шаханов-Джанхотов. Еще переселение // Казбек. 1899. № 431.
18 [↑ назад]Терский вестник. 1917. 3 сент.
19 [↑ назад]ЦГА КБАССР, И-6, оп. 1, д. 826, т. II, л. 71.
20 [↑ назад]Там же, И-46, оп. 1, д. 4, л. 3.
21 [↑ назад]ЦГИА ГССР, ф. 113, oп. 1, д. 5421, с. 4 об. Написание личных имен и фамилий, а также стиль документа даются без изменений.
22 [↑ назад]См. там же сообщение начальника участка Карачаева.
23 [↑ назад]См. также: Вестник Горской республики, 1919. 27 апр.
24 [↑ назад]Это было обычным явлением в северокавказской публицистике рубежа веков. Вспомним хотя бы историю публикации Мисостом Абаевым статьи «Наделы осетин». Она целиком посвящена бедственному положению малоземельных балкарских крестьян, и статья никакого отношения к проблемам малоземелья в Осетии не имела и была так озаглавлена, чтобы ввести в заблуждение владикавказскую цензуру, так как после статьи М. Абаева «Горские аграрные вопросы» в газете «Каспий» публикации на эту тему газете были запрещены. По всей вероятности, и Басияту Шаханову было запрещено освещать горские аграрные вопросы, имевшие остросоциальный характер, и последующие свои публикации он был вынужден подписывать псевдонимами - «П. д’Аржан», «Кавказец», «П. Адатов», литерами «Б», «Ш» и др. Первые известные нам публикации Б. Шаханова, как бы «внезапность» их появления, позволяют предположить, что и до публикации в «Казбеке» от 31 января 1899 г. (тогда появилась первая подписанная своей фамилией статья Б. Шаханова «По поводу одного удивительного проекта») он уже имел опыт литературного творчества и журналистской работы. Сам Б. А. Шаханов в третьем «Этюде из туземной жизни» пишет: «...во всех моих статьях проходит красной чертой указание на крайние трудности жизни в горной полосе...» Этюд напечатан 12 октября 1899 г. Из опубликованных к этому времени четырех статей только две соответствуют названной теме. Очевидно, что это не послужило бы Басияту Шаханову основанием для такого заявления. Следовательно, существуют ненайденные до сих пор статьи. Они, скорее всего были напечатаны под нерасшифрованным до сих пор псевдонимом. Однако атрибуция псевдонимных работ Б. Шаханова требует специального исследования.
25 [↑ назад]Джанхот. Картинка // Казбек. 1899. 16 апр. № 436. Заметка из ел. Воздвиженской. Там же. № 446. Звериное остроумие. Там же. № 464, и др.
26 [↑ назад]Казбек. 1899. № 436.
27 [↑ назад]Карцов. Причины разбоев на Кавказе // Санкт-Петербургские ведомости. 1898. 31 дек. № 358.
28 [↑ назад]Ардасенов И. М. Алихан Ардасенов. Орджоникидзе, 1976. С. 109.
29 [↑ назад]Терский вестник. 1917. 7 мая. № 6.
1 2
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (13.02.2015) | Автор: Биттирова Тамара
Просмотров: 2356 | Теги: Басият Шаханов

Всего комментариев: 0
avatar