Вторник, 23.04.2024, 10:53

Карачаевцы и балкарцы

Билим кимге да ортакъды.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

Поколенная роспись потомков Мисоста Абаева
Этюды о Балкарии: Урусбиевы, Мисост Абаев, Басият Шаханов
Биттирова Тамара

МИСОСТ АБАЕВ

Мисост Кучукович Абаев - историк, публицист, просветитель, общественный деятель Северного Кавказа последней четверти XIX -на-чала XX века. Родился в пос. Шканты Черекского ущелья в семье князя Кучука Абаева. Был женат на дочери богатого и влиятельного балкарского князя Джанхот-хаджи Джанхотова Гошаях. Социальное происхождение Мисоста Абаева трагически отозвалось на судьбе его детей и внуков. В конце 20-х годов XX в. некоторые из них были репрессированы, многие вынуждены были покинуть Родину навсегда.

Представляет большой интерес судьба потомков Мисоста Абаева, внесших большой вклад в развитие культуры, медицины, образования Северного Кавказа. Прежде всего, это относится к его детям - дочерям Сафият, Гошаях, Фатимат, Жаннет и сыну Исмаилу.

1. Сафият (24 ноября 1884, Нальчик - 1953, Москва) по окончании учительских курсов работала в одной из школ Нальчика. После переезда в Дагестан вела там большую просветительскую работу среди женщин. После расстрела мужа Урусбиева Ибрагима Хамзатовича по обвинению в «буржуазном национализме» была вынуждена переехать в Москву вместе с детьми - Умаром, Исмаилом, Далгатом, Фатимой, Мадиной и Даутой. В связи с репрессиями младшие дети Урусбиевых были усыновлены братом Сафият - Исмаилом Мисостовичем Абаевым.

Потомки Сафият:

Умар (1912-1970), сын его Исмаил (1931), внук Виктор (1956-1999); Фатима (1910-1974); Мадина (1915-1979); Далгат (1917-1943) - погиб в ВОВ; Исмаил (1920-1942) - пропал без вести;

Даута (1926, живет в Москве), муж - Лев Алмазов, дочь Соня, сын дочери - Константин; сын Евгений, его дети - Володя, Вера, Соня.

2. Гошаях (Ляля) (1897, Нальчик - 1972, Нальчик), муж - Крымшам-халов Баксанук Пашаевич. Гошаях с 1907-го по 1936 год вела большую педагогическую работу в Карачае и Дагестане, часто выступала в газете «Красный Карачай» со статьями, в которых освещала вопросы женского образования, борьбы с беспризорностью детей. У нее было четверо детей. Все три сына Гошаях - участники Великой Отечественной войны. Бекмурза и Мисост погибли на фронте. Дочь Фаризат получила высшее образование и работала в школах республики. Сын Хамзат - талантливый скульптор, заслуженный художник РСФСР, жил и работал в Нальчике. Похоронен на родовом кладбище Крымшамхаловых в Теберде.

Потомки Гошаях:

Мисост (Алик) (1917-1941) - пропал без вести; Бекмырза (1918-1942) -погиб в ВОВ; Хамзат (1920-1985); Фаризат (1921-1987), сын - Крымшам-халов Тимур.

3. Фатима (1892, Нальчик -1973, Москва) - Абаева Фатима Мисостовна - карачаево-балкарская просветительница, представительница второго этапа развития культурного движения в Балкарии. Она - первая женщина из среды карачаево-балкарцев, опубликовавшая свои произведения еще до зарождения национальной письменности. Училась в Нальчикской женской гимназии, высшее образование получила после установления Советской власти. В 20-е годы Ф. Абаева непродолжительное время работает в советских учреждениях - регистратором суда, инспектором школ грамотности облполитпросвета. В 1922 году по направлению партийных органов командируется на учебу в КУТВ (Коммунистический университет трудящихся Востока), где учится на отделении партийной работы и политического просвещения. После окончания университета была направлена на партийную и преподавательскую работу в Баку. Здесь она вместе с Ханифой Абаевой-Зардаби вела большую работу по просвещению и образованию женщин Азербайджана.

Судьба Ф. Абаевой была тесно связана с коммунистической партией. В круг ее друзей входили Б. П. Шеболдаев, один из руководителей борь-бы за установление Советской власти на Северном Кавказе, писательница Л. Аргутинская, профессор Я. А. Берман, революционерка Л. С. Смирнова и мн. др. Первые большевики Кабардино-Балкарии, с которыми Ф. Абаева познакомилась в период гражданской войны, были ей близки по духу, т. к. являлись носителями передовых идей своего времени, верили в справедливость борьбы за народное дело. Однако пребывание в партии принесло Ф. Абаевой много горя и разочарований. Близкие род-ственники и друзья были репрессированы в 20-30-е годы. Ее дважды исключали из рядов ВКП(б). В первый раз - «за связи с чуждыми социальными элементами», т.е. за оказание материальной помощи сестрам и племян-никам, второй - «за связь с троцкистами». А таковыми были объявлены почти все ее московские друзья и муж - проректор КУТВа С. Арешев.

С 1930 г. до начала Великой Отечественной войны Ф. Абаева находилась на партийной работе в Баку, Ижевске, Москве, Нижнем Новгороде. В дни войны работала начальником клуба при военном госпитале. Последние годы жизни провела в Москве.

Дошедшие до нас литературные опыты Ф. Абаевой свидетельствуют о ее незаурядных творческих способностях. Она была одарена и как математик. Об этом пишется в предисловии к публикации легенды «Как ференки покинули Кавказ» в журнале «Мусульманин». В этом журнале была опубликована также этнографическая зарисовка Ф. Абаевой «Свадьба крымских татар».

Потомки Фатимы: сын Сталь (1931-1994), его сын Дмитрий; дочь Майя (1926 г.р., живет в Подмосковье).

4. Жаннет (1900, Нальчик - 1960, Москва), первый муж - Лафишев, второй муж - Островский Владимир Георгиевич. У Жаннет Абаевой было пятеро детей - Измаил, Руслан, Лиля, Элдар, Элмур.

Измаил Лафишев (1920 - 1941) - погиб в ВОВ; Руслан Островский (1926-2001), сын, внук; Лиля (1930-1993), сыновья Андрей (1959 г.р.), Сергей (1959 г.р.), Элдар (1933 г.р., живет в Москве), дочь Вера; Элмур (1937-2003), сын Володя.

5. Исмаил(3 августа 1888 - 1928, г. Буйнакск) - один из первых врачей на Северном Кавказе. Учился в Киевском медицинском институте, участник Первой мировой войны. Первым возглавил здравоохранение в Кабардино-Балкарии после установления Советской власти, работал заместителем Н. Катханова в представительстве Кабардино-Балкарии в Москве.

Перу И. Абаева принадлежит серия статей, посвященных вопросам медицинского просвещения. Первые его студенческие статьи были опубликованы в газете «Кубанские областные ведомости» и журнале «Мусульманин» в начале XX века. Они были посвящены поиску путей искоренения различных болезней среди горцев Северного Кавказа.

Наряду с вопросами гигиены, санитарного просвещения автор затрагивает в статьях и такие социальные проблемы, как плохие бытовые условия горцев, отсутствие медицинского обслуживания, бесправное положение горянки и т.д.

В 20-х годах И. Aбaeв принимал активное участие в становлении школь-ного образования и медицинского просвещения в Кабардино-Балкарии. Статьи Исмаила этого периода посвящены различным аспектам материальной культуры балкарцев.

Исмаил Aбaев и Исмаил Акбаев - соавторы одного из первых учебников советского периода («Бизни кючюбюз - бизни жерибиздеди» -«Наша сила - в нашей земле»), предназначенных для ликвидации безграмотности среди взрослого населения.

И. Абаев - один из первых научных сотрудников КБНИИ в период его становления.

Жизнь его оборвалась рано. Детей не имел.

Внуки и правнуки Мисоста Абаева достойны своего знаменитого предка. Среди потомков Мисоста Абаева есть ученые, юристы, педагоги, предприниматели, медики, музыканты, художники.

Все они получили высшее образование, стали незаурядными специалистами во всех областях, где трудились. Так, правнук Мисоста – Измаил Умарович Урусбиев – известный физик.

Внучка Мисоста – Даута Урусбиева (по документам Абаева, поскольку была удочерена Исмаилом Абаевым) – первая женщина кандидат наук среди балкарок, по окончания Тимирязевской Академии, защитила кандидатскую диссертацию по горным пастбищам, работала в той же Академии. Сын ее – Евгений Алмазов - известный музыкант– художественный руководитель и главный дирижер ансамбля классической музыки Москвы..

Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (12.02.2015) | Автор: Биттирова Тамара

Всего комментариев: 0
avatar