Четверг, 25.04.2024, 18:24

Карачаевцы и балкарцы

Айдан келгеннге аякъ, кюнден келгеннге таякъ.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

У могилы Ислама
Этюды о Балкарии: Урусбиевы, Мисост Абаев, Басият Шаханов
Биттирова Тамара

МИСОСТ АБАЕВ

...Последние новые домики небольшого поселения остались позади. Теперь только деревья чернеют под снегом, близко подсту-пили великаны-горы под чистым своим белоснежным покрывалом (Автограф рассказа М. Абаева хранится у 3. Боташевой - исследовательницы жизни и творчества Ислама Крымшамхалова, которому посвящены эти раздумья М. Абаева. (Сост.)).

Было все тихо, мертво. Только солнце с далекого синего неба говорило о жизни, заставляя своими лучами искриться снежинки.

Но дороге медленно движется печальная процессия. Впереди на санях везут тело, за ним верхами едут родные, друзья, односельчане того, кто кончил с этим миром, с его случайными радостями и горем.

Вот там, впереди, за поворотом, на поляне, на старом клад-бище, рядом с «шиихами», могилы которых и теперь свято чтит народ, похоронят Ислама.

Там, под высокими соснами, будет покоиться прах его. И долгие годы будет приходить еще народ к его могиле, долго будут помнить, что здесь лежит тот, кто в земной своей жизни работал на счастье народа, кто так умел любить родные суровые горы, бедный, тем-ней народ свой с его своеобразными обычаями, с его предани-ями, песнями, со славным прошлым и темным, грустным настоящим.

Вот и кладбище, вокруг готовой могилы стоят несколько человек, они работали здесь. Тихо приблизилась похоронная процессия. С молитвой опустили тело в могилу. Вот и могила засыпана, молитва окончена.

Нет больше Ислама, навсегда закрыты его глаза, такие скорбные в последнее время. Каким светлым умом блестели они еще совсем недавно!

Не прозвучит его смелое горячее слово в защиту правды и справедливости на народном сборе. Не звучать его тихой задум-чивой речи о вечной правде, о цели жизни, о призвании человека в жизни, не защемит тоской его сердце при виде зла, неправды, творимым... Отдохнет Ислам...

Солнце уже зашло за горы, его косые лучи последний раз осветили могилу и группу людей возле и исчезли. Снег уже не сверкал, и горы стали как-то выше, суровее, будто ближе подступили и думают свою вечную думу. А люди все еще стоят в глубокой задумчивости.

По лицу старого Ахмата - друга покойного - катились слезы, но он не замечал их, он переводил глаза с могилы на живых и думал: «К чему люди мечутся, топча друг друга из-за пустяков, хлопочут весь век о наживе, когда все кончится вот этой могилой?» Он всматривался в лицо поодаль стоящего старика - врага его... Этот старик при жизни Ислама старался во всем вредить ему, а теперь смерть всех примирила, и он вместе с другими сельчанами работал над могилой.

Магомет не сомневался, что завтра он уже примется за свои преж-ние дела, и не раз, может быть, со злорадным чувством вспомнит, что Ислама нет уже, но сейчас лицо его задумчиво и грустно.

К чему ссора, вражда и ненависть? Не одно ли нужно и важно в этой короткой жизни: доброе отношение друг к другу, общая работа во имя любви.


Примечания.

Рукопись эссе обнаружена карачаевской исследовательницей 3. Ха-бичевой-Боташевой и опубликована ею в книге «Очарованная душа».

Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (12.02.2015) | Автор: Биттирова Тамара
Просмотров: 689 | Теги: У могилы Ислама

Всего комментариев: 0
avatar