Пятница, 26.04.2024, 02:36

Карачаевцы и балкарцы

Аз айт да кёб эт.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

Горские аграрные вопросы 2
Этюды о Балкарии: Урусбиевы, Мисост Абаев, Басият Шаханов
Биттирова Тамара

МИСОСТ АБАЕВ

Чинам местного управления государственных имуществ тоже надо показать свою деятельность. Если они и не принесут особенной материальной пользы государству, если они будут нарушать законные права местного населения и причинять этому населению ущерб и убытки во имя, якобы, интересов казны, если даже их действия будут угрожать тем, что горцы, убедившись в отсут-ствии справедливости на родине и потеряв надежду на улучшение своего положения, уйдут поголовно из гор, и там будут выть только волки, ибо в эти неприступные трущобы другие люди едва ли пойдут, а если бы и пошли,то не в состоянии будут так жить, - все это ничего, лишь бы говорили об этих чиновниках, что они работают, а они получали бы свое.

Чиновники так же, как и г. Тульчинский, поставили себе целью уничтожить в горских обществах права собственности на земли как частных лиц, так и обществ в пользу казны. Но для достижения этой цели нужно было, во-первых, затянуть окончательное решение поземельного вопроса в горной полосе, что и удалось вполне, и этот вопрос до сего времени остается нерешенным, несмотря на то, что проект решения его был Высочайше утвержден полвека тому назад. Во-вторых, нужно было, чтобы между горцами возникли взаимные споры и судебные процессы о зем-лях, дабы воспользоваться ими, как данными, доказывающими, якобы, отсутствие поземельной собственности в горах, или чтобы управление государственных имуществ могло вступить в дела в качестве 3-го лица и отвоевать от спорящих бедных и не развитых людей спорную землю в казну. В этом направлении тоже достигли кое-каких результатов...

Местная же администрация тоже не отказывает в своем, если не прямом, открытом, то в косвенном содействии чинам управления государственных имуществ в их деятельности. Чем все это кончится - неизвестно, но суть дела заключается в том, что горцы уже сбиты с толку и совместная их забота о свой судьбе пара-лизована. А последствием этого является убеждение значительной части горского населения в бесполезности дальнейших жалоб и просьб и необходимости, как последний исход, бросить родину и искать счастья в Турции. О движении горцев и переселении в Турцию, в чем играет большую роль указанная причина, необходимо несколько распространиться. Поэтому я нахожу нужным поговорить об этом особо и сделаю это в следующий раз (Возможно, имеется в виду статья «Больной вопрс», напечатанная позже в журнале «Мусульманин» (Сост.).) , а здесь должен упомянуть о некоторых случаях, характеризующих отношение ближайшей местной администрации к нуждам горцев в самое последнее время.

Новый начальник объезжает первый раз селения своего окру-га и в каждом селении к назначенному сроку, как это принято, около сельского правления все жители собираются на сход для встречи начальника. При этом каждый сход назначает двух-трех человек из своей среды, которые обязаны давать от имени схода ответы начальнику на его вопросы и заявлять о желаниях общества в присутствии схода.

На одном таком сходе горского селения на вопрос начальника: не имеет ли общество какой-либо просьбы или жалобы? -выборные заявили о том, о чем горцы всегда и каждому начальнику заявляли, т.е. о недостатке земли, с указанием способа, как им можно помочь. Начальник ответил приблизительно такими словами: «Это дело уже решено начальством, и кто осмелится под-нять вновь этот вопрос, тех я заставлю молчать! С тех следует шкуру снять!». Выборные замолчали и сход, ошалев от этих угроз, отказался от дальнейших заявлений о своих нуждах. В другом большом обществе, когда представители бедной части жителей (а они - большинство) заявили о неимении земли, тот же начальник ответил, что он «в кармане им земли не принес, и принимать подобных заявлений не будет», а затем жалобщиков приказал удалить... Узнав об этих случаях, в других обществах подобных вопросов не возбуждали.

Для полноты картины настоящего положения населения горских обществ необходимо заметить следующее: в последнее десяти-летие разные предприниматели начали находить в горах признаки некоторых ценных руд и повели с хозяевами местонахождения руд, как с обществами, так и с частными лицами, переговоры об условиях разведок и эксплуатации. Горцы обрадовались. У них появилась надежда на возможность дальнейшего существования у себя на родине и охотно начали сходиться с предпринимателями...

Но последовало быстрое разочарование: горцам объявили, что земли их вовсе им не принадлежат, а принадлежат они казне, и что горцы могут получать вознаграждения только «за порчу поверхности земли», а за недра получит казна, поэтому они не вправе входить в соглашение с предпринимателями самостоятельно. Пред-ставьте себе недоумение горцев: они веками считали себя соб-ственниками своих гор, а теперь им говорят, что они не хозяева своей собственности, и затем как понять горцу, что земля будет принадлежать одному, а то, что окажется в земле ценного, будет принадлежать другому? Горцы так и не поняли этого и перестали входить в соглашения с предпринимателями, рекомендуемыми административными чинами, т.е. с теми, которые снабжались официальным разрешением на право соглашения с обществами относительно поверхности земли. Начались всевозможные переписи; горцам объявлялись на сходах чинами администрации по этому делу всякие циркуляры областного правления, часто один противоречивший другому в подробностях, но в общем все они доказали несчастным горцам, что они лишаются права собственности на свои земли.

Объявлен был и такой циркуляр, что если горские общества не будут входить в соглашение с лицами, которые получат на то разрешение от областного правления об уступке поверхности зем-ли, то без их согласия само правительство будет отдавать участки предпринимателям для эксплуатации руд. Горцы сначала не хотели всему этому верить, придерживаясь обещания наместника, что никто и никогда не отнимет у них их земель, поэтому не соглашались заключать договора с предпринимателями на объявленных условиях, и дела эти затягивались. Между тем горцам становится все труднее и труднее жить. Чувствуя себя бессильными в борьбе с сильными противниками и в надежде, что с развитием горнопромышленности они будут иметь хоть некоторый заработок и сбыт кое-каких своих продуктов, горцы решили подчиниться требованиям администрации и начали входить в соглашения с пред-принимателями о предоставлении им права разведок и эксплуатации руд, но и тут дело не спорится: общественные их приговоры тормозятся то у старшины, то у начальников участка и округа, то дальше где-нибудь, то они возвращаются обратно и горцев опять собирают на сходы, отрывая их от работы. Таким образом, ни одно дело еще не совершилось, и люди сомневаются в том, чтобы когда-нибудь началось какое-либо горнопромышленное предприятие. Другое дело заключается в том, что года четыре назад объявили горцам, что податная система изменяется, что все жители на Кавказе, в том числе и горцы, будут платить подать пропорционально количеству и качеству занимаемых ими земель - казенных и своих. Горцы, не поняв сразу суть дела, опять обрадовались, полагая, что они будут платить за свои плохие земли ничтожный поземельный налог. Они знают, что частные собственники плоскостной хорошей земли платят налог по 2-3 коп. с десятины взамен пяти рублевой подымной подати. Но горцам суждено было еще раз разочароваться. Мало того, что произвольно не признают за горцами права собственности на земли, которыми они владеют на праве собственности веками, что подтверждено полвека тому назад высшею властью, их обложили оброчной податью, но земли их по качеству почти приравняли к плоскостным землям и, в общем, размеры подати значительно увеличились. Так как не измерялась общая площадь более или менее удобной земли в горах и не определялись отдельные количества ее у каждого хозяина, а межевому управлению известно только приблизительное количество десятин всей горной полосы, не исключая скал и снеговых пространств, занимаемой горскими обществами, то местной администрации угодно было произвольно определить количество десятин пахотной, покосной и пастбищной земли в каждом обществе, заботясь только о том, чтобы увеличился размер податной суммы.

О неудобстве применения новой податной системы в горских обществах до окончательного разрешения там поземельного вопроса поступили тогда же к бывшему окружному начальнику полков-нику Попову обстоятельные заявления и доклады, и надо отдать ему справедливость, он отнесся к этому делу серьезно и от себя вошел с представлениями в этом же духе, но, как слышно, ему ответили, что князь Голицын дал в Петербурге слово провести новую систему на всем Кавказе, поэтому так или иначе его надо оправдать... Тогда, как говорится, для очистки совести, экстренно собрали через сельских старшин какие-то сведения о количестве копен хлеба и сена у каждого хозяина. На основании этих сведений определили общее количество удобной и неудобной земли в каждом обществе, назначили произвольную цифру доходности земель и определили общие суммы подати для каждого общества, предоставив самим жителям произвести разверстку или раскладку подати между собою. Едва ли нужно говорить о том, что правильные раскладки немыслимы при отсутствии точных сведений о количестве десятин земли у каждого хозяина. Ежегодно на этой почве происходят раздоры и недоразумения в каждом обществе. Горцы, собравшись кое-как с силами, подавали коллективные жалобы и просьбы о неправильном обложении их оброчной податью, но местная казенная палата ограничилась короткими ответами, что просьбы оставляются без последствий, и горцы, не имея ни средств, ни умения защищать свои права и интересы, при том сбиваемые с толку гг. вроде Тульчинского, дальше не продвинулись. Одни, по-видимому, как истинные мусульмане, покорились судьбе, другие ожидают, что бог когда-нибудь заступит-ся за них, а третьи изверились во всем и стремятся уйти подальше от родины. При таком придавленном нравственном и экономиче-ском положении, в каком сейчас находят-ся горцы, едва ли допустимо, чтобы они скоро вышли из первобытного состояния и приобщились к остальному миру.

Этим объясняется и отсутствие признаков существования в Рос-сии горского народа в то время, когда все мусульмане со всех концов обширной Российской империи встрепенулись и заговорили о себе. Но будем надеяться, что обещанный новый режим даст возможность жизненной силе подняться, а она, по-видимому, еще не вполне заглохла в горах.

Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (12.02.2015) | Автор: Биттирова Тамара
Просмотров: 518 | Теги: Горские аграрные вопросы 2

Всего комментариев: 0
avatar