Четверг, 25.04.2024, 07:17

Карачаевцы и балкарцы

Биреў заўукъдан тепсей эди, биреу суўукъдан тепсей эди.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

Сафарали Урусбиев
Этюды о Балкарии: Урусбиевы, Мисост Абаев, Басият Шаханов
Биттирова Тамара

САФАРАЛИ УРУСБИЕВ

Старший сын балкарского просветителя Исмаила Мирзакуло-вича Урусбиева - Сафарали родился в 1858 году1ЦГА Северной Осетии, ф. 12, оп. 4, д. 103, с. 39; ф. 12, оп. 5, д. 199..

С малых лет Сафарали обучался вместе с двоюродными братьями в медресе Урусбиевского поселка у ученого богослова из Дагестана Искандера-эфенди. Исмаил Мирзакулович нанял также для обучения сыновей и племянников русского учителя. К сожалению, имя этого подвижника сегодня неизвестно. Благодаря ему в середине 70-х годов в Урусбиево было немало горцев, которые «умели писать хорошо и скоро»2Грове. Холодный Кавказ... С. 131..

В 1872 году Сафарали поступает во Владикавказское реальное училище. Учился Сафарали успешно, старательно овладевал курсом реального училища, которое давало среднетехническое образование. Осталось свидетельство о встрече английского путешественника Грове с Сафарали-реалистом в 1874 году: «В деревне находился и представитель главного рода - прелестный юноша пятнадцати или шестнадцати лет - старший сын и наследник Исмаила. «Сударь, - сказал он однажды Муру3Мур - ученый, сопровождавший Грове по Кавказу., когда последний заговорил о путешествии из Урусбиево в Учкулан, - если бы мой отец был здесь, то он не только счел бы за честь принять вас в своем доме, но и проводил бы вас до Учкулана». Слова его были совершенно искренни, если и не были лишены восторженности. Маль-чик этот воспитывался в русской школе, впоследствии чего весьма естественно старался подражать одежде и обычаям победителей, хотя в нем и сохранились некоторые лучшие черты национального характера, и таким образом он был очарованным пред-ставителем Урусбиевых, самых образованных и приветливых из жителей Северо-Западного Кавказа»4Грове. Холодный Кавказ... С. 131..

Годы учебы во Владикавказе предопределили судьбу молодого горца. Ведь Владикавказ второй половины XIX века был не только административным, но и культурным центром Северного Кавказа. В 70-х годах XIX века здесь были созданы подпольные революционные кружки рабочих, передовая часть горской интеллигенции была объединена в народнические кружки. Среди кружковцев реалисты Владикавказа занимали видное место. В документах рас-следования деятельности Владикавказского кружка народников несколько раз упоминаются и имена балкарцев – учащихся владикавказских училищ Мисоста и Кайтука Абаевых. Несомненно, что и Сафарали не оставался в стороне от деятельности кружка. Сафарали и Мисоста Абаева связывала многолетняя дружба. Они не потеряли связи и тогда, когда Сафарали был вынужден более двадцати лет находиться вдали от родины. Столица Терской области - Владикавказ XIX века жил напряженной жизнью. Здесь выходили газеты, на заседаниях окружного суда слушались дела крестьян, взбунтовавшихся против помещиков, выносились обвинительные приговоры против рабочих, участников революционного движения.

Зарождающаяся горская интеллигенция пыталась наладить дело народного просвещения, была озабочена повышением жизненного уровня своих народов. В этой обстановке формировалось ми-ровоззрение молодого Сафарали Урусбиева.

Нам неизвестно точно, в каком году Сафарали закончил учи-лище. Но если учесть, что во Владикавказском реальном училище обучение было шестилетним, а для тех, кто собирался поступать в высшее учебное заведение, имелся седьмой, дополнительный или, как его называли, приготовительный класс, то Сафарали закончил училище в 1880 году. В 1879 году он подготовил к публикации «Сказания о нартских богатырях у татар-горцев Пятигорского округа Терской области». Предстоит еще выяснить историю публикации учащимся Владикавказского реального училища Сафарали Урусбиевым «Сказаний о нартских богатырях...». На замыслы Сафарали указывает сообщение П. Острякова в «Вестнике Европы»: «Им (Наурузу и Сафарали. - Т. Б.) дороги памятники родной поэзии, и они с прискорбием боятся, что не найдется человека, который бы хотя бы в русском переводе сохранил заветные песни. Желание их и любовь доходят до того, что оба брата наперерыв предлагали мне быть переводчиком и комментатором...»5Остряков П. Народная лирика кабардинцев и ее образцы // Вестник Европы. 1879. Кн. 8. С. 701. Необходимо отметить, что работа Острякова не имеет никакого отношения к кабардинскому фольклору. Публикуя образцы карачаево-балкарского фольклора, П. Остряков допустил ошибку в определении этнонима балкарцев, что было распространенным явлением в XIX веке..

Сафарали выбрал профессию в ранней юности. Не последнюю роль в его решении стать ученым-лесоводом сыграло, видимо, состояние Баксанского леса, хищнически истреблявшегося с середины XIX века. После окончания училища Сафарали ждет освобождения стипендии гр. Лорис-Меликова, учрежденной для обучения в Петровско-Разумовской сельскохозяйственной академии. До конца 1880/81 учебного года эту стипендию получал Тавке-шев; после ее освобождения она была присуждена Сафарали Урусбиеву, и он становится студентом академии. На сегодняшний день существуют два противоречащих друг другу документа о дате окончания Сафарали академии. В «Годичном акте Петровской земледельческой и лесной академии на 21 ноября 1885 г.» имя Сафарали Урусбиева записано в списке утверждаемых «в звании действительного студента»6ЦГА Московской области, ф. 228, оп. 1, д. 351, л. 5.. Третьим мая 1885 года датировано заявление Исмаила Урусбиева начальнику Нальчикского округа о предоставлении единовременного пособия для изучения практического садоводства в Крыму «сыну, студенту Сафару Урус-биеву, окончившему курс в Петровско-Разумовской академии по агрономическому отделу...»7ЦГАКБР, ф. 6, оп. 1, д. 85, л. 29.. В академии был четырехлетний срок обучения. Сафарали поступил на лесоводческое отделение, но в 1883 году в связи с постоянными волнениями студентов отделение было закрыто. Часть студентов была уволена, другая часть переведена на агрономическое отделение. Возможно, этим объясняется продление срока учебы Сафарали в академии.

Петровско-Разумовская сельскохозяйственная академия, где учился Сафарали Урусбиев, была создана в 1865 году по инициативе Московского общества сельских хозяев, в разные периоды она меняла свою структуру, название, сроки обучения. «Петровская академия была хорошо оснащенным высшим учебным заведением и готовила специалистов широкого профиля. Здесь функ-ционировала образцовая ферма, опытное поле, ботанический сад, пасека, оранжерея, лаборатория, многочисленные учебные каби-неты»8Очерки школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX века. М.: Педагогика, 1976. С. 179.. В годы, когда учился Сафарали, в академии обучалось большое количество студентов-кавказцев. Среди них широко известны имена участников подпольного революционного движения во Владикавказе народовольцев Индриса Шанаева, Ефима Газда-нова, Д. Голиева и др.

Будучи студентом Петровско-Разумовской академии, Сафарали не оставляет своей просветительской деятельности. Во время каникул собирает фольклор, занимается также составлением грамматики, для чего «применяет русскую азбуку к выражению его звуков». Об этом сообщают Миллер и Ковалевский после своего первого путешествия по Северной Осетии и Балкарии в 1883 году9В горских обществах Кабарды. Из путешествия Вс. Миллера и М. Ко-валевского // Вестник Европы. 1884. Кн. 4.. В том году Сафарали оказал большую помощь ученым не только как проводник и переводчик, но непосредственно и в сборе полевого материала. В экспедиции ученых, кроме Сафарали, принимал участие студент той же академии, где учился Сафарали, - Соломон Туккаев из Осетии. «Имея по всем аулам родственников, аталыков и кунаков, Сафарали мог отк–ыть нам самый широкий доступ к горскому гостеприимству», писали исследователи Кавказа. В. Миллер и М. Ковалевский оставили нам любопытную характеристику взаимоотношений Сафарали и его земляков: «Женщин гораздо больше, чем мужчин, огорчал европейский костюм Сафара и его отпущенные волосы. В оправдание себе он должен был прибегать к довольно неправдоподобному объяснению, что в Москве так холодно, что нельзя ходить бри-тым. Одна из кузин заметила о нем с иронией: «Ведь вот русский, а недурно говорит по-горски»10Там же..

Исмаил Урусбиев внимательно следил за учебой сына, оказывал ему всяческую помощь. После окончания академии в 1885 году, как отмечалось выше, Сафарали должен был изучить практиче-ское садоводство в Крыму. Так как в то время Исмаил Мирзакуло-вич был стеснен в средствах, то он обращается к начальнику Нальчикского округа с просьбой о выдаче пособия для продолжения занятий11ЦГА КБР, ф. 6, оп. 1, д. 85, л. 29-32.. При условии, если в просьбе будет отказано, И. М. Урусбиев просит выдать двести рублей взаймы.

После окончания занятий по практическому садоводству в Крыму в 1887 году Сафарали был направлен для работы лесничим в слободу Воздвиженская Грозненского округа. 9 февраля 1891 года, «причисленный к корпусу лесничих губернский секретарь Урусби-ев» был назначен на должность лесничего 2-го ветлужского II разряда лесничества Костромской губернии12Приказы по корпусу лесничих. СПб., 1892 // ЦГВИА, ф. 243, оп. 3, д. 1, л. 18.. Через год он был переведен в Угличское лесничество Ярославской губернии.

Мы пока не располагаем достаточным количеством документов о периоде жизни Сафарали с 1892-го по 1911 год. Можно только предположить, что Сафарали не остался в стороне от революционных событий рубежа XIX и XX веков. Еще предстоит уточнить, за что царская администрация «пожизненно сослала инакомыслящего горца в г. Углич Ярославской губернии»13Кабардино-Балкарская правда. 1981. 9 июня.. Судя по некоторым источникам, живя на севере, Сафарали не порывает связи со своими земляками-кавказцами. Доктором филологических наук Р. X. Хашхожевой в 1966 году были разысканы материалы, свидетельствующие о близком знакомстве Сафарали Урусби-ева и адыгского писателя начала XX века Кази-Бека Ахметукова14Кабардино-Балкарская правда. 1966. 11 ноября.. Обнаруженные ею документы свидетельствуют: в 1898 году Ах-метуковым была предпринята попытка издания журнала «Кавказ и народы Востока». Соиздателем журнала, готовым внести 35 из нужных для субсидирования журнала 50 тысяч, Ахметуков называет Сафарали Урусбиева. Знакомство Ахметукова и Урусбиева подтверждается и повестью Ахметукова «На черный материк»15Вокруг света. 1898. № 13., опубликованной в том же 1898 году. Судя по повести, знакомство Ахметукова с Урусбиевым и урусбиевцами было весьма поверхностным. Баксанское ущелье он называет Баксановским, а об урусбиевцах пишет: «Товарищи мои были балкары (ногайского племени)...»

По выявленным на сегодняшний день документам трудно судить, за что и на какой срок был сослан Сафарали на север. Анализ обнаруженных документов дает основание и для такого вопроса: а был ли Сафарали сослан вообще? Иначе чем объяснить, что его неоднократно избирали в органы земской управы, он носил свой почетный титул князя, а в 1907 году даже был награжден орденом св. Станислава 3-й степени? К 1915 году Сафарали Урус-биев имел чин надворного советника.

В 1911 году Басият Шаханов, будучи юрисконсультом Нальчикского округа, возбудил ходатайство о возвращении Сафарали в Балкарию. Но ходатайство это не было удовлетворено.

К сожалению, мы почти не располагаем сведениями о последних годах жизни Сафарали Урусбиева, не знаем точной даты его смерти. Последнее известие о Сафарали Урусбиеве мы находим в очерке В. В. Дубянского «К портрету князя Н. И. Урусбиева», написанном в 1917 году. В нем вскользь упоминается, что брат Науруза «служит по корпусу лесничих в министерстве земледелия и государственных имуществ»16Кавказские курорты. 1917. № 10. С. 118..

С именем Сафарали Урусбиева связана первая публикация карачаево-балкарского нартского эпоса. Нартские сказания были опубликованы в первом номере «Сборника материалов по описанию местностей и племен Кавказа» и представляли карачаево-балкарскую версию нартиады. Подбор, перевод и литературная обработка текстов дают основание рассматривать публикации как самостоятельную творческую работу. Из множества вариантов С. Урусбиев выбирает именно те, что объединяют цикл вокруг нарта Ерюзмека, и при этом старается не нарушать «внутренней связи между ними, как частями одной эпической поэмы» (С. Урус-биев). Эти нартские легенды об Ёрюзмеке, Шауайе, Рачикау и Сосруке имеют самостоятельный характер, хотя и являются частями большого эпоса и связаны своей мифологической и архаичной основой, общими героями, сюжетными линиями.

Публикацию нартских сказаний С. Урусбиев предварил большим предисловием, в котором дается общая характеристика нарт-скому эпосу. Он вводит читателя в мир культуры карачаевцев и балкарцев, знакомит его с характером бытования нартиады, ареалом ее распространения, с основными персонажами, манерой исполнения и музыкального сопровождения.

Публикация С. Урусбиева положила начало интенсивному исследованию как нартского эпоса, так и других жанров карачаево-балкарского фольклора.

Судьба С. Урусбиева оставила свой след и в русской литературе начала XX века. Брат А. П. Чехова - Михаил несколько раз обращался к драматическим жизненным обстоятельствам, выну-дившим С. Урусбиева жить вдалеке от родины. Они познакоми-лись в 1894 году, когда М. Чехов был переведен по службе в Углич. К этому времени в Угличе сложился культурно-просветительский кружок, объединивший небольшую группу угличских интеллигентов. Активными членами кружка были Л. Ф. Соловьев, Н. Д. Евреинов, П. А. Критский и С. Урусбиев. М. Чехов тотчас включился в работу кружка. По воспоминаниям сына М.Чехова -Сергея, «Антон Павлович с живым участием слушал повесть своего брата Михаила об этом балкарце и его неудавшейся жизни. Это он, Антон Павлович, посоветовал брату написать рассказ»17Чехов СМ. О семье Чеховых. Ярославль, 1970.. М. П. Чехов написал о своих встречах с Сафарали сначала в губернской газете «Угличские вести». Затем писатель переработал свои очерки в рассказ «Преступник», где писатель сопереживает своему несправедливо осужденному товарищу.

Исследователями творчества С. Урусбиева обнаружена также публикация в «Отечественных записках» (1884) - письмо в редакцию журнала, где он в соавторстве со своим товарищем по Академии Соломоном Туккаевым рассказывает об обстоятельствах совершения известной этнографической экспедиции, предпринятой русскими учеными-ориенталистами М. М. Ковалевским и В. Б. Миллером. В этой статье обнаруживается полемический дар авторов, их глубокая заинтересованность в изучении народов Се-верного Кавказа.

Творчество и общественная деятельность С. Урусбиева находятся у истоков просветительского движения балкарцев и карачаевцев. Он был первым во многих областях развития духовной культуры народа во второй половине XIX века.


Примечания.
1 [↑ назад]ЦГА Северной Осетии, ф. 12, оп. 4, д. 103, с. 39; ф. 12, оп. 5, д. 199.
2 [↑ назад]Грове. Холодный Кавказ... С. 131.
3 [↑ назад]Мур - ученый, сопровождавший Грове по Кавказу.
4 [↑ назад]Грове. Холодный Кавказ... С. 131.
5 [↑ назад]Остряков П. Народная лирика кабардинцев и ее образцы // Вестник Европы. 1879. Кн. 8. С. 701. Необходимо отметить, что работа Острякова не имеет никакого отношения к кабардинскому фольклору. Публикуя образцы карачаево-балкарского фольклора, П. Остряков допустил ошибку в определении этнонима балкарцев, что было распространенным явлением в XIX веке.
6 [↑ назад]ЦГА Московской области, ф. 228, оп. 1, д. 351, л. 5.
7 [↑ назад]ЦГАКБР, ф. 6, оп. 1, д. 85, л. 29.
8 [↑ назад]Очерки школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX века. М.: Педагогика, 1976. С. 179.
9 [↑ назад]В горских обществах Кабарды. Из путешествия Вс. Миллера и М. Ко-валевского // Вестник Европы. 1884. Кн. 4.
10 [↑ назад]Там же.
11 [↑ назад]ЦГА КБР, ф. 6, оп. 1, д. 85, л. 29-32.
12 [↑ назад]Приказы по корпусу лесничих. СПб., 1892 // ЦГВИА, ф. 243, оп. 3, д. 1, л. 18.
13 [↑ назад]Кабардино-Балкарская правда. 1981. 9 июня.
14 [↑ назад]Кабардино-Балкарская правда. 1966. 11 ноября.
15 [↑ назад]Вокруг света. 1898. № 13.
16 [↑ назад]Кавказские курорты. 1917. № 10. С. 118.
17 [↑ назад]Чехов СМ. О семье Чеховых. Ярославль, 1970.
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (10.02.2015) | Автор: Биттирова Тамара
Просмотров: 2728 | Теги: Сафарали Урусбиев

Всего комментариев: 0
avatar