Четверг, 25.04.2024, 08:56

Карачаевцы и балкарцы

Ётюрюкню айтхандан анга тынгылагъан къыйынды.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

Урусбиевы и история культуры Балкарии
Этюды о Балкарии: Урусбиевы, Мисост Абаев, Басият Шаханов
Биттирова Тамара

УРУСБИЕВЫ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ БАЛКАРИИ

Творческому наследию семьи балкарского просветителя XIX века Исмаила Мирзакуловича Урусбиева в историографии посвящено немало исследовательских работ. Отмечая прогрессивную роль Урусбиевых в развитии культуры и просвещения Балка-рии и Карачая, открывая новые факты их жизни и деятельности, авторы этих работ внесли существенный вклад в изучение места и роли Урусбиевых в развитии общественной мысли и культуры Бал-карий XIX - начала XX века1Хутуев X. И. Становление и развитие социалистической культуры советской Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1985; Азаматов К. Г., Хуту-ев X. И. Мисост Абаев. Нальчик, 1981; Сафарян С. Н. Султан-Бек Абаев. Нальчик, 1988.. Кроме того, указанная литература освещает жизнь и быт балкарского народа на примере судебГодной семьи, показывает общие тенденции развития этноса, его устремленность в будущее.

В этой связи значение литературы об Урусбиевых неизмеримо возрастает. Однако до сих пор нет специального исследования, посвященного Урусбиевым. Между тем Урусбиевы, как никто из известных нам общественных деятелей Балкарии, понимали значение просвещения в жизни горцев, будущее представлялось им только в дальнейшем развитии духовной культуры и общественного производства. В своих начинаниях они опирались и ориентировались на передовых общественных деятелей России, на идеи российского демократического движения.

По путевым очеркам и зарисовкам, статьям и заметкам, написанным еще в XIX веке, можно узнать не только имена исследователей Кавказа и их заслуги в изучении ущелий Балкарии, но и составить достаточно достоверную картину жизни, деятельности Исмаила Урусбиева, его семьи и родственников, особенности их быта вплоть до таких деталей, как, например, строилась кунацкая Исмаила, ее расположение, этапы ее строительства, интерьер, планировка и т. д.2В рамках данной работы невозможно привести все источники по Урусбиевым. Вот некоторые из них: Хорлон Е. М. Восхождение на Эль-брус в 1849 г. Кибенхава, 1855. - На гол. яз.; Грабовский Ф. Свадьба в горских обществах Кабардинского округа. ССКГ. Тифлис, 1869. Вып. 2; Динник Н. Я. Поездка в Балкарию // Записки Кавказского отдела Русского географического общества. Тифлис, 1887; Давидович С. Д. Восхождение на Эльбрус // Исторический вестник. СПб., 1887. Т. 28. № 5; Баранов Е. Поездка в Урусбиевское общество горских татар // Терские ведомости. 1891. № 55, 56; Тепцов В. Я. По истокам Кубани и Кавказа. СМОМПК. Тифлис, 1892. Вып. 14; Фрешфильд Д. Исследования Кавказа. Лондон, 1896; Мерцбахер Г. По высокогорному Кавказу. Лейпциг, 1901; Поггенполь Н. В. Через Сванетию в долину Баксана. ЕРГО. М., 1904. Вып. 2; Мориц фон Деши. Кавказ. Путешествие и исследования на вершинах Кавказских гор. Берлин, 1905-1907; и т. д., не говоря о более значимых событиях.

Эта литература освещает историю Урусбиевых на протяжении более ста лет – начиная с первых десятилетий XIX века. Авторами книг и статей, посвященных покорению и изучению Эльбруса, Бак-санскому ущелью, баксанцам и Урусбиевым, были русские и европейские ученые. И все они неизменно отмечали прогрессивную деятельность представителей фамилии Урусбиевых, их вклад в исследование (дверного Кавказа, Грузии, подчеркивали широту их взглядов, благотворное влияние на жизнь соплеменников.

С середины XVIII века на Баксане сложились особые условия для развития ущелья. Потомки Урусбия Суюнчева, взявшие имя предка в качестве фамилии, отмечали, возможно, тем самым начало новой жизни новой патронимии. Фамилия Урусбиевых начинает встречаться в исторической литературе в связи с Чепелеу Кучуковичем Урусбиевым-Суюнчевым3В тексте Хуламского памятника (в настоящее время находится в фонде Государственного объединенного музея КБР), датированном Л. Лавровым 1711 годом, встречается имя Исмаила Урусбиева или сына Урусбия, не упоминающегося в последующей литературе. Как известно из генеалогических схем Урусбиевых и Суюнчевых, в начале XVIII века не было Исмаила, тем более Урусбиева, т. к. патронимия Урусбиевых начинается с середины XVIII века и обязана своим появлением Чепелеу Кучуковичу, внуку Урусбия. Возможно, что генеалогические схемы не сохранили имя Исмаила, который мог быть сыном Урусбия и братом Кучука. Вполне возможно и такое, что Кучук - это второе имя Исмаила, что нередко встречалось у горцев. Нельзя исключить вероятность того, что тукъум (род) Урусбиевых сложился не в середине XVIII века, как принято считать в историографии Балкарии, а гораздо раньше. Дата составления надписи не может вызвать больших сомнений, ибо остальные упомянутые в тексте памятника участники определения границ жили именно в этот период. Так, например, Болака (Булабек) Биттиров, по сообщению Ш. Б. Биттирова, является его предком в седьмом колене (Болака - Зуппай - Ийналукъ - Ибакъ - Жанболат - Эртуу - Биязуркъа). Это и Асланбек Кайтукин - кабардинский феодал, известный в легендах и преданиях своими притеснениями балкарских и осетинских (дигорских) крестьян.. Он и явился первым ее носителем. По преданиям, в отличие от своих близких родственников Суюнчевых, оставшихся в Безенги, Урусбиевы с первых лет своего управления Баксанским ущельем стремились к обновлению горской жизни, усовершенствованию хозяйственной деятельности, насколько это было возможно в условиях патриархального общества, были более внимательны к нуждам подвластных. Вероятно, этим объясняется тот факт, что к 1867 году, ко времени освобождения крестьян Балкарии от крепостной зависимости, во всем Урусбиевском обществе насчитывался всего 21 двор зависимых (в то время как в Балкарском обществе таковых было 136 –воров, Чегемском - 111, Безенгиевском - 49, Хуламском 29. Общее количество дворов в середине XIX века было: в Урусбиевском обществе - 110, Балкарском - 850, Чегемском - 300, Безенгиевском - 100 и Хуламском - 120)4ЦГВИА, ф. 38, оп. 30/286, св. 854, д. 14, л. 2-3..

В карачаево-балкарском устном народном творчестве среди одических, величальных песен о князьях наибольшей популярностью отличались песни о выдающихся представителях фамилии Урус-биевых. Эта традиция берет свое начало с песни-восхваления отца Урусбия - Баксанука Суюнчева5Песня о Баксануке Суюнчеве, широко распространенная в карачаево-балкарском устном поэтическом творчестве, была опубликована в работе Н. П. Тульчинского «Поэмы, легенды, песни, сказки и пословицы горских татар Нальчикского округа Терской области» в 1903 году с пометой: «Заимствовано из тетради Науруза Урусбиева». Другие варианты, пo-существу, повторяют сюжет опубликованной песни..

Оставил свой след в истории Балкарии и правнук Баксанука -Чепелеу Кучукович. В июле 1837 года состоялась встреча Хан-Гирея с представителями кабардинского, балкарского и осетинского народов и были избраны депутаты на встречу с царем. В состав депутации от балкарцев вошли: Хату Мисаков, Аслан хад-жи Джанхотов, Асланбек Суншев (Суюнчев), Актуган Шакманов, Кантово (Каншау) Кунчуков (Кучуков), Ибрагим Келеметов, Шам-поло (Чепелеу) Урусбиев6ЦГВИА. Рукописный фонд, ф. 1, оп. 2, д. 17, л. 125-127..

Свидетельством народной памяти и любви соплеменников является дошедшая до наших дней в активном фольклоре песня об Исмаиле Чепелеуовиче Урусбиеве, жившем в конце XVIII - начале XIX века. О том самом Исмаиле, который является внуком Урусбия Суюнчева, сыном Чепелеу Урусбиева, отцом Мирзакула и дедом Исмаила-младшего, известного общественного деятеля Балкарии и Карачая второй половины XIX века. Исмаил Чепелеуо-вич (именно его популярность породила традицию фамилии Урусбиевых давать старшему сыну имя Исмаил) жил в драматический период существования Урусбиевского общества. «Чегемские тау-бии и князья Атажукины, часть земель которых находилась в Бак-санском ущелье и которые потеснили в свое время карачаевцев, принялись за новых жителей верховьев Баксана. Особенно непри-миримым к насильникам был средний из сыновей Чепелеу - Кан-даур... Он постоянно устраивал захватчикам засады, принося им большие неприятности. После смерти Кандаура его жена Убаби-че, боясь за жизнь своих сыновей Алхаса и Эльмырзы, вместе с подвластными крестьянами уехала в Карачай. Туда же переехал родоначальник четвертого атаула Магомет с сыном... Произошло это в начале XIX века», - пишет А. Мусукаев7МусукаевА. И. Балкарский тукум. Нальчик, 1978. С. 13.. Как известно из архивных источников, Атажукины в 1804 году были вынуждены покинуть место своего постоянного расселения - район Пятиго-рья, в связи с утверждением Кавказской линии. Вытесненные царскими войсками, Атажукины вместе со своими сюзеренами и под-властными заняли выходы из Баксанского и Чегемского ущелий, что порождало постоянные приграничные конфликты между кабардинцами и балкарцами. В данном случае, как свидетельствует М. Абаев в своем труде «Балкария», Атажукины и чегемские князья объединились против баксанцев.8Архив КБНИИ, ф. 655–Ф/8.

Однако жизни сыновей Кандаура - Алхаса и Эльмырзы, а также большинства последовавших за ними баксанцев, переселившихся в карачаевский аул Эльжурту, унесла эпидемия чумы. Этому трагическому событию посвящена широко известная и поныне песня «Эмина».

После переселения сыновей Кандаура и семьи Магомета на Баксане остались два старших сына Чепелеу - Али и Исмаил. Ис-маил продолжал дело своего брата Кандаура. Он не только защитил свои земли от притязаний соседних феодалов, но и расши-рил владения Урусбиевых, о чем свидетельствует и дошедшая до нас песня об Исмаиле Чепелеуовиче:

О-орайда-райда, старший (большой) Исмаил из Урусбиевых, ой,
У твоих служанок глаза черные, брови - подковой, ой,
В великой России, говорит, напечатанными в газетах выходят,
Большого Исмаила в молодости сказанные слова, ой,
У-о-о-о-ой!
Остались без хозяина (без присмотра), о бедный,
В верховьях Малки охотничьи его тропы, о-ой,
О Аллах, Аллах, о Аллах!
Течет с носилок его сукровица, говорит, о-ой,
Того Исмаила, говорит, писавшие (заполнявшие) диктант изящные пальцы (руки), ой,
ой! Я ухожу из этого мира, говорит,
Завещая мой бедный народ остальным князьям...
Границы земель, говорит, я установил до Учкекена, говорит,
Бедному народу я независимость сам принес, говорит...
Подстрочный перевод (Здесь и далее все подстрочные переводы выполнены Т. Биттировой.)

Отсутствующий в приведенном тексте фрагмент этой песни обнаружен в 1983 году в архиве украинского музыковеда М. Гайдая. Йотированная запись М. Гайдая воспроизводит один куплет песни. Он был записан в 1924 году в сел. Аникой от Джунуса Му-сукаева:

Орусбийланы Исмаил, ой-ой,
Ёлюп дуниядан кетесе, ой,
Тауда кийикле къара киелле, ой!
Нарат терекле эзилип, жерге кирелле...

Урусбиев Исмаил, ой-ой,
Ты покидаешь этот свет, ой,
Траурные одежды надели в горах туры, ой!
Сосны, раздавленные (горем), уходят в землю...
Подстрочный перевод

Кавказ стал поэтической родиной М. Ю. Лермонтова. Первое наиболее значительное произведение поэта - поэма «Хаджи-Аб-рек» - было навеяно кавказской тематикой.

Несколько лет тому назад возник спор о том, кто же рассказал Лермонтову печальную историю карачаевского аула Джама-гата и другие исторические предания, послужившие сюжетной канвой поэмы. В статье «Поэма Лермонтова «Хаджи-Абрек» А. В. Попов высказал предположение, что информатором Лермонтова могли быть Урусбиевы, которые «посещали русский лагерь, и что Лермонтов, живший в Пятигорске, мог слышать и от них кровавый сюжет своей поэмы»9Попов А. В. Поэма Лермонтова «Хаджи-Абрек» // Материалы по изучению Ставропольского края. Ставрополь, 1964. Вып. 2. С. 238.. Приводя ряд ценных свидетельств в пользу встречи Лермонтова с Урусбиевыми, А. Мусукаев и Д. Таумурзаев в статье «Кто рассказал Лермонтову о Джамага-те?» все же пишут: «Можно сказать со всей определенностью: человек, встречавшийся с Лермонтовым, как утверждают некоторые ученые, никаким образом не мог быть Исмаилом Урусби-евым... Четверо Урусбиевых носили имя Исмаил, но все они жили или до Лермонтова или после него»10Коммунизма жол. 1977. 29 октября..

Однако это мнение более чем спорно. Третий, известный нам Исмаил Урусбиев родился в 1829 году, а дед его Исмаил Чепеле-уович жил именно в конце XVIII - начале XIX века. По утверждению Н. Г. Волковой, он родился в конце XVIII века11Волкова Н. Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII - нач. XX в. М.: Наука, 1974. С. 99.. Таким образом, Исмаил Урусбиев вполне мог жить в те годы, когда Лермонтов находился на Кавказе, и мог встречаться с ним в Пятигорске.

Исмаил упоминается и в песне «Эмина» («Чума»), в которой описывается смерть Алхаса и Эльмырзы:

Исмаилны къатыны обур Джаннетхан
Эминаны Бахсаннга къоймады хыйны бла, жек бла,
Бизни бу хапарыбызны эшитсе, келир эди
Чепелеуню анасы Даулетхан булут бла, кёк бла.

Жена Исмаила ясновидящая Джаннетхан
Не пустила чуму на Баксан заговором,
Если бы знала эту нашу повесть, прилетела (пришла) бы к нам
Мать Чепелеу - Даулетхан на облаках по небу.
Подстрочный перевод

События и люди, упоминаемые в песне, реальные. Чума в Ка-рачае имела место до 1809 года, а в это время могли проживать названные в песне жена Исмаила Урусбиева Джаннетхан и мать Чепелеу Кучуковича - бабушка Исмаила.

Судя по тексту лермонтовской поэмы, Исмаил Чепелеуович рассказал поэту не только трагедию Джамагата, население которого погибло во время чумы, унесшей жизнь его племянников, но и основной сюжет поэмы. Исмаил был знатоком карачаево-балкарского устного народного творчества. Он также прекрасно был осведомлен о борьбе народов Северного Кавказа против царской армии, о нескончаемых распрях между горскими князьями, облегчавших царским войскам завоевание Кавказа.

В пользу данного тезиса можно привести и другой фольклорный источник - песню о юношеских годах Исмаила Урусбиева, в которой имеются такие строки: «Исмаил Урусбиев - кумир русских офицеров»12Архив КБНИИ, ф. 622-8..

Интерес к древней истории Кавказа, к ее легендам и преданиям был в семье Урусбиевых непреходящим. Тому свидетель и венгерский ученый Ж.-Ш. де Бесс, которому Мирзакул Исмаило-вич Урусбиев «рассказал несколько преданий о происхождении балкарцев от болгар»13Новое о Шоре Ногмове // Кабардино-Балкарская правда. 1983. 1 сентября.. Мирзакул Урусбиев - первый из известных нам информаторов европейских ученых-ориенталистов. После смерти отца он становится старшиною (олием) Баксанского ущелья. Его имя упоминается также во многих официальных документах первой половины XIX века. Мирзакул был широко известен и за пределами Балкарии как общественный деятель прогрессивных взглядов. Вместе с наиболее влиятельными князьями Балкарии Асланом-хаджи Жанхотовым, Кельмаметом Баймурзо-вым, Магомедом Шакмановым от имени балкарского народа он присягнул на верность России в 1827 году, в ставке генерала Э. Г. Эмануэля в Ставрополе. Этот политический акт повлек за собой более тесные контакты Балкарии с Россией. В том же году была осуществлена отправка детей балкарских князей в аманат-ские школы14Азаматов К. Г. Русско-балкарские отношения в XVII - XVIII вв. // Коммунизмге жол. 1979. 27 октября.. Одним из первых аманатов был и десятилетний племянник Мирзакула, сын его двоюродного брата Орусбия Алиеви-ча - Шаухал, который впоследствии стал врачом. Он, пожалуй, первым на Северном Кавказе получил высшее медицинское образование. Непростая биография Шаухала нашла отражение в рассказе В. А. Гиляровского «Восходящая звезда». Этот рассказ входит в цикл «Люди театра» и посвящен блистательной актрисе русского театра М. Н. Ермоловой. Работая над этой частью своей книги, Гиляровский увлекся романтикой Кавказа. Впоследствии, при первом издании «Людей театра», рассказ «Восходящая звезда» был исключен из книги, в связи с этим Гиляровский писал: «Всю романтичность и поэзию, которой полна первая глава, моя любимая глава, над которой я особенно увлеченно работал, - долой! От Ермоловой остается очень мало, «Ага» совсем не пойдет, это изменит план книги. Все-таки я ничуть не раскаиваюсь, что написал Ермолову - Ага, которые приходится вынуть из этой книги: я их писал с удовольствием, писал и радовался»15Гиляровский В. А. Избранное. М.: Московский рабочий, 1960. Т. 1. С. 580.. В самом деле, рассказ о приключениях в горах Балкарии и встречах с загадочными персонажами Агой и Саматом, являясь увлекательнейшими страницами повествования, не «вписывался» в общий замысел «Людей театра». Глава «Восходящая звезда» впервые полностью напе-чатана в «Избранном» В. А. Гиляровского, вышедшем в 1960 году.

Каждое поколение Урусбиевых передавало последующему опыт общения с представителями русской культуры, свою мечту о просвещении народа, о развитии его национальной культуры.

В литературе, касающейся генеалогии Урусбиевых, существуют противоречивые суждения о сыновьях Мирзакула Исмаилови-ча Урусбиева. Наиболее известны авторам имена Исмаила и Хам-зата. По сообщению информатора из Верхнего Баксана (бывшее Урусбиево) Абу Джуртубаева (1887 г. р.), у Мирзакула было четверо сыновей: Исмаил, Хамзат, Махай (Магомет), Асланбек16Архив КБНИИ, ф. 622–ф/1.. Князь Махай был убит своими односельчанами после многолетних распрей. Асланбек поступил на царскую службу и якобы не вернулся на родину.

Если имена Исмаила и Хамзата не вызывают сомнений и во всех источниках встречаются без изменений, то в отношении остальных членов семьи Мирзакула Урусбиева допускается ряд неточностей. По некоторым литературным источникам, у Исмаила было два брата - Хамзат и Магомед17Грове. Холодный Кавказ // Природа и люди. СПб., 1879. Т. 6.. Е. Баранов пишет о двух братьях Исмаила - Хамзате и Александре18Баранов Е. Поездка в Урусбиевское общество горских татар // Терские ведомости. 1891. № 55, 56.. Александр в царской армии дослужился до чина полковника. Можно предположить, что имя Александр Алексеевич было дано Асланбеку после крещения19Ср. документы из ЦГА КБР, ф. 6, оп. 1, д. 748 (л. 144); д. 197 (л. 226); д. 85 (л. 45) и др., перед женитьбой на Клавдии Матвеевне. Ко времени путешествия Е. Баранова по Балкарии Магомеда уже не было в живых и естественно, что Баранов о нем не пишет. Асланбек (Алек-сандр Алексеевич) Урусбиев был малоизвестен в Балкарии и не оставил значительного следа в архивных источниках. Известно только по документам, что он, будучи подполковником, участвовал в 1884 году в составе депутации Кабарды и Балкарии на торжествах по случаю коронации царя Александра III в Москве20ЦГА КБР, ф. 6, оп. 1, д. 29, л. 37..

С именем же сына Александра Урусбиева Исмаила связано одно значительное событие - открытие в 1908 году первой в Ка-барде и Балкарии типографии. Специально исследованием данного вопроса никто не занимался, сведения о первом издателе в Кабардино-Балкарии весьма скудны, и приведенные ниже данные извлечены нами только из архивных источников и дореволюционной периодической печати.

Исмаил Александрович Урусбиев родился 15 февраля 1874 года, окончил курс Владикавказского реального училища. Закончил ли он высшее учебное заведение – неизвестно. Из сохранившихся документов видно, что ко времени открытия типографии Исмаил Александрович имел звание штабс-капитана. Сохранилась также переписка по поводу открытия типографии. Разрешение на ее открытие было получено Исмаилом Урусбиевым 20 июля 1908 года. В типографии И. А. Урусбиева издавалась малообъемная печатная продукция - тисненые изделия, открытки, брошюры. Так, в этой типографии была напечатана в 1911 году небольшая книга «То–жество закладки здания для Нальчикского реального училища 13 июня 1911 г.». В ней - информация о проведенном мероприятии, напечатаны речи выступавших, сведения о будущем училище21Там же, ф. и-46, оп. 1, д. 4, л. 3.. Как известно, в 1911 году было заложено основание будущего здания реального училища (ныне - медфак КБГУ).

В 1910 году начальник Нальчикского округа доносил Главному управлению по делам печати: «В слободе Нальчик существует одна типография, которую содержит отставной штабс-капитан Измаил Александрович Урусбиев, в остальных же населенных пунктах Нальчикского округа типографий не имеется, а также не имеется литографий и иных заведений, производящих и продающих принадлежности тиснения, равно не имеется книжных магазинов, лавок и книгоиздательских фирм»22Тамже, ф. 6, оп. 1, д. 748, л. 61..

Судя по официальным документам, переписке с Главным управлением по делам печати, у Исмаила Урусбиева были большие замыслы, он планировал издавать в своей типографии книги и газеты. Но этому не суждено было исполниться: Урусбиев умер молодым, так и не успев добиться разрешения на издание газеты. После его смерти типография была продана женой Исмаила Екатериной Константиновной в 1912 году К. М. Львову23Там же..

Исмаил Александрович был известен и как музыкант. Он прекрасно играл на флейте, руководил музыкальным кружком в Нальчике. На страницах северокавказских газет начала века Исмаил Урусбиев неоднократно упоминается как талантливый исполнитель и музыкант. О музыкальном вечере И. А. Урусбиева в 1905 году писала газета «Пятигорский листок»24Пятигорский листок. 1905. № 272.. А «Терские ведомости» в том же году сообщали о создании И. Урусбиевым му-зыкального кружка в слободе Нальчик25Терские ведомости. 1905. № 11.. Музыкальный кружок состоял из 18 музыкантов. Сам Исмаил играл на флейте, дирижировал на концертах, руководил кружком.

Младший сын Мирзакула - Хамзат (род. в 1832 г.) окончил Ставропольскую гимназию, служил в царской армии. Выйдя в отставку в чине поручика, Хамзат решил заняться устройством сыроваренного завода. Имя Хамзата Урусбиева как первого пред-принимателя в области сыроварения широко известно в дореволюционной печати. Газета «Терские ведомости» в 1875 году писала, что Хамзат Урусбиев, «изучавший сыроварение в Швейцарии, и приглашенный им оттуда же, через г. Верещагина, мастер» от-крыли на Баксане сыроваренный завод, выработавший «в прошлом году от 150 до 400 пудов швейцарского сыра... Затрудняет это дело, по словам Прокопова и Урусбиева, отсутствие выгодного рынка...»26Терские ведомости. 1897. № 76..

Сыроваренный завод Хамзата встречал и другие трудности. В 1880 году от эпидемии одновременно погибло 200 коров. Завод перестал функционировать. Инициатива Хамзата была подхвачена его братом Александром, и в 1887-м производство было запущено вновь. В 1889 году на промышленной и сельскохозяйственной выставке в Тифлисе завод Александра Урусбиева за хорошие показатели был награжден серебряной медалью. Несмотря на все трудности, сыроварня Урусбиевых функционировала до 1897 года, о чем сообщали те же «Терские ведомости»27Там же..

Хамзат Урусбиев известен также как человек, поддерживавший все начинания «Общества по распространению знаний и технических сведений среди горцев Нальчикского округа». Он был актив-ным членом общества, поддерживал его материально. В 80-е годы Хамзат являлся членом Хозяйственного комитета Нальчикской горской школы. Известный собиратель и публикатор фольклора Се-верного Кавказа Евгений Баранов дает такую характеристику Хам-зату: «Урусбиев по-европейски развитой человек, начитанный, новый тип горца-интеллигента. Несколько лет он проживал в Швей-царии»28Баранов Е. Поездка в Урусбиевское общество..

Хамзат Мирзакулович приложил немало усилий для того, чтобы дать детям светское образование. В архивах Нальчика и Владикавказа сохранилось множество прошений Хамзата о предоставлении сыновьям Далхату, Жанхоту, Ибрагиму стипендии. Ибрагим и Далхат (умер в1908 г.) окончили Нальчикскую горскую школу. В 1885 году Ибрагим поступил во Владикавказское реальное учили-ще стипендиатом гр. Лорис-Меликова. После окончания Владикавказского реального училища в 1892 году Ибрагим решил поступить в Московский технологический институт. На прошение Хамзата Урусбиева о предоставлении Ибрагиму финансовой помощи для обучения съезд доверенных Нальчикского округа 23 мая 1892 года вынес положительное решение29ЦГА КБР, ф. 2, оп. 1, д. 158, л. 149.. Однако через год назначенную стипендию перестали выплачивать, о чем свидетельствует отчаянная телеграмма Ибрагима: «Сообщите, пожалуйста, немедленно в ректорат технологического института о назначении мне стипендии»30Там же, л. 152.. Хамзат не имел возможности обучать сына за свой счет, и Ибрагиму пришлось покинуть институт и поступить на военную службу. 12 августа 1893 года Ибрагим зачисляется в 88-й Кабардинский полк князя Барятинского. До февраля 1917 года Ибрагим служил в царской армии, дослужился до капитана. В период установления Советской власти в Кабарде и Балкарии Ибрагим входил в различные демократические организации Нальчика, работал в Дагестане. В 1927 году был арестован вместе с Нази-ром Катхановым, Паго Тамбиевым и другими по обвинению в буржуазном национализме. В августе 1928 года расстрелян. Решением Верховного суда РСФСР от 9 января 1960 года реабилитирован «за недоказанностью предъявленного обвинения». Как и другие Урусбиевы, Ибрагим играл на музыкальных инструментах, чутко относился к народному творчеству. В 1924 году украинские ученые во главе с М. Гайдаем в период фольклорной экспедиции записали от Ибрагима несколько нартских и исторических песен.

Ибрагим, как и большинство Урусбиевых, виртуозно владел пером. Об этом свидетельствуют недавно обнаруженные письма Ибрагима из тюрьмы, наполненные чистотой и нежностью, любовью и преданностью своей семье. Сохранились в архиве дочери Ибрагима и письма его жены Сафият – старшей дочери Мисоста Абаева, которые через десятилетия забвения доносят до нас живой голос, тонкие чувства и настроения Ибрагима Урусбиева, его готовность к самопожертвованию ради торжества справедливости. Утешая свою дочь Фатиму, Сафият Мисостовна писала ей: «В мире, конечно, несмотря на все усилия людей, еще много несправедливостей. Мне нечего говорить тебе об этом. Твой папа -лучший из людей, погиб жертвой этой кошма.ной неправды, и, конечно, нам с тобой больно, обидно за него Но, девочка моя все-таки лучшие люди борятся с этим злом, с этой неправдой. И папа твой еще в начале революции говорил мне: «Может быть, в процессе этой революции я погибну, погибнут дети, семья вся, погибнем без вины, но я знаю, что через все это, через все эти ужасы мир идет к чему-то прекрасному, лучшему, и мне не жалко погибнуть во имя этого прекрасного будущего»31Из личного архива внучки М. К. Абаева - Дауты Измаиловны Алма-зовой..

Как ясно из письма Сафият, Ибрагим Урусбиев был не случайным человеком в революции, он был убежденным борцом, разделял идеи равенства и справедливости, социальных преобразований. К сожалению, на сегодняшний день участие Ибрагима Урусбиева в революционных событиях освещено не в достаточной мере. Ни в одной из книг о революции и гражданской войне в Кабарди-но-Балкарии ни слова не сказано о его деятельности. Установленным на сегодняшний день можно считать тот факт, что он был тесно связан с шариатистами, пользовавшимися большой попу-лярностью в народе в период революции.32Архивный фонд Института Украинского фольклора АН Украины. Собрал А. Рахаев.

Наиболее известный представитель фамилии Урусбиевых -Исмаил Мирзакулович. С его именем связано зарождение и развитие просветительского движения в Балкарии и Карачае, а также научное освоение отрогов Большого Кавказского хребта. В истории развития общественно-политической мысли и духовной культуры карачаевцев и балкарцев он предстает как умный и дальновидный политик, неутомимый подвижник культуры и просвещения горцев.

Первое упоминание об Исмаиле Урусбиеве относится к 1848 году, когда «молодой, привлекательной наружности горец, сын урус-пиевского старшины» присоединяется к русским путешественникам, искавшим кратчайший путь из Хурзука (Карачай) в Урусбиево33Г - д. Поездка к южному склону Эльбруса // Библиотека для чтения. СПб., 1849.. С этого года не было путешественника, ученого, альпиниста, при-езжавшего в Баксанское ущелье и не нашедшего самого радушного приема в кунацкой Исмаила Урусбиева, а затем и его сыновей.

В 1853 году в благодарность за теплый прием и помощь в восхождении на Эльбрус англичанин Дуглас Фрешфильд подарил Исмаилу Урусбиеву переплетенную кожей тетрадь, сделав в ней первую запись: Фрешфильд описал свое восхождение на Эльбрус. Более полувека велись записи в тетрадях Урусбиевых. Их страницы - это увлекательный рассказ о покорении вершин Главного Кавказского хребта русскими и иностранными альпинистами, об изучении флоры и фауны Приэльбрусья, этнографических, геологических, географических, антропологических экспедициях 34История поиска тетради изложена в книге: Опрышко О. Через века и судьбы. Нальчик, 1990..

Судьба Исмаила Мирзакуловича Урусбиева была полна ярких событий, добрых дел и неутомимого труда. В молодости, в свите своего родственника сванетского князя Отара Дадешкелиани, он едет в Санкт-Петербург35ЦГА КБР, ф. 12, оп. 4, д. 109, л. 39.. Миссия поручика Отара Дадешкелиани имела целью установить более тесные контакты Вольной Сване-тии с Россией. За участие в посольстве в октябре 1851 года И. Урусбиев был награжден Золотой медалью на Анненской ленте. Скупые строки послужного списка, составленного в октябре 1870 года, рассказывают о том, что Исмаил Урусбиев находится на военной службе с 40-х годов, в 1868 году ему присвоено звание подпоручика. Место службы указывается весьма неопределенно - «регу-лярные и иррегулярные части войск, расположенные в Терской области»36Там же, оп. 2, д. 322, л. 27 об..

После выхода в отставку в 1871 году И. М. Урусбиев был отмечен еще одной наградой - Орденом Святого Станислава 3-й степени. Годы службы в царской армии - невыясненный период биографии И. М. Урусбиева. Нам неизвестно, в каких военных кампаниях он участвовал, где были дислоцированы «регулярные и иррегулярные части войск Терской области», на которые указывает послужной список И. М. Урусбиева. Но несомненно одно: служба его не носила постоянного характера.

В связи с тем, что нет научно выверенной биографии И. М. Урус-биева, многие даты его жизни и деятельности указываются исследователями по-разному. В «Очерках истории балкарской литературы» об Исмаиле Урусбиеве в период 1829-1830 гг. пишется как «о молодом тогда прапорщике»37Очерки истории балкарской литературы. Нальчик, 1982. С. 36.. Во-первых, как явствует из послужных списков, чин прапорщика был присвоен И. М. Урусби-еву 11 января 1853 года38ЦГА КБР, ф. 12, оп. 4, д. 103, 199, 322.. Во-вторых, о молодости Исмаила пишет почти через 20 лет анонимный автор «Поездки к южному склону Эльбруса»39Г - д. Поездка к южному склону Эльбруса // Библиотека для чтения. СПб., 1849.. М. М. Ковалевский во время поездки в Бак-санское ущелье в 1885 году зафиксировал: «Исмаилу Урусбиеву 54 года, но смотрится он гораздо моложе»40Иванюков Н. И., Ковалевский М. М. У подошвы Эльбруса // Вестник Европы. СПб., 1888. Т. 1. Кн. 1. С. 94..

Еще одно свидетельство о дате рождения Исмаила Мирзакуловича - сообщение грузинского историка Нажарадзе: «В 1878 го-ду Исмаилу было 47 лет»41Архив КБНИИ, ф. 658–ф/в.. И, наконец, в посемейных списках Урусбиевского общества, составленных в 1886 году, задокументировано: «Подпоручику Исмаилу Мирзакуловичу Урусбиеву лет к 1 января 1886 года - 56»42ЦГАКБР, ф. 9, т. 1, д. 33.. Таким образом, И. М. Урусбиев родился в 1829 году.

Исмаил получил образование в медресе - читал по-арабски. Знал, помимо родного, кабардинский, сванский, осетинский, русский языки. С юных лет Исмаил живо интересовался жизнью, бытом, культурой соседних народов.

Исмаил Мирзакулович Урусбиев неоднократно избирался членом Горского словесного суда в слободе Нальчик. Многие годы он исполнял обязанности старшины Урусбиевского общества, на территории которого находились аулы Баксанского ущелья43Звание «опий» соответствовало принятому царской администрацией чину «старшина». Выбирался на Тёре..

Исмаил Мирзакулович был прекрасным знатоком фольклора, истории, культуры народов Северного Кавказа и придавал исключительно большое значение ознакомлению других народов с ду-ховным богатством карачаевцев и балкарцев. Эти цели он и пре-следовал, когда, услышав о приезде на воды известных деятелей культуры России, встречался с ними, знакомил их с музыкой, песнями,легендами Балкарии, Карачая Кабарды.

Не менее важной является и практическая деятельность И. Урусбиева, направленная на улучшение социально-экономического положения балкарцев. В исторической литературе иногда встречаются сентенции, что Исмаил те или иные действия предпри-нимал якобы с целью личной выгоды. Такие утверждения основываются на поверхностном знании реалий жизни Балкарии, на нежелании вникнуть в сущность деятельности Урусбиевых. Некоторые ложные постулаты ученых проникли даже в туристические путеводители. Так, в книжке В. А. Зведре «Путеводитель по Кабардино-Балкарии» (Нальчик, 1987) пишется: «Несмотря на свою просветительскую деятельность, таубии Урусбиевы как представители господствующего класса полностью выражали его интересы и везде стояли на его позициях»443ведре В. Путеводитель по Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1987. С. 62.. Эта сентенция - почти дословное воспроизведение тезиса историка Т. X. Кумыкова: «Но эти элементы просветительства в деятельности Урусбиевых не могут заслонить главное - они прочно стояли на позициях своего класса»45Кумыков Т. X. Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии в XIX в. Нальчик, 1965. С. 406.. И это пишется о человеке, который в 1869 году, когда закончилась казенная субсидия, на личные средства профинансировал окончание строительства колесной дороги от аула Урусбиево до «Донгуз-оруна»46ЦГА КБР, ф. 2, оп. 1, д. 158, л. 44-45.. Нет необходимости объяснять, что значило строительство дороги в горном ущелье, с какими трудностями оно было сопряжено. Помимо больших материальных затрат, такое пред-приятие требовало многих лет напряженного труда. Однако осознание того, что дорога из ущелья - это дорога в большой мир, помогало Исмаилу преодолевать все трудности. Деятельность И. Урусбиева, направленная на улучшение жизни жителей Урус-биевского общества, была поистине самоотверженной. Не имея практически движимого имущества, Исмаил был вынужден неоднократно обращаться за помощью в «Кабардинскую общественную сумму»47«Кабардинская общественная сумма» - название фонда отчислений кабардинских и балкарских сельских обществ на удовлетворение общественных нужд.. Он числился в ее должниках многие годы48ЦГА КБР, ф. 6, оп. 1, д. 29, л. 12, 21; д. 85, л. 29 и др.. После смерти отца Науруз и Сафарали на протяжении многих лет погашали его задолженности.

В специальной и научно-популярной литературе Исмаил известен как деятель культуры, а хозяйственная его деятельность почти не освещена. Он был реформатором традиционного уклада горской жизни. Это проявилось, как уже отмечалось выше, в заботах по устройству колесной дороги в Баксанском ущелье.

Как известно, вторая половина XIX века, пореформенный пери-од для Балкарии, - один из тяжелейших в социально-экономическом отношении. Малоземелье и безземелье ставили карачаевских и балкарских крестьян в безвыходное положение. Традиционное скотоводство и переработка его продуктов не могли создать необходимых условий для дальнейшего развития сельской общины. Понимая это, передовые общественные деятели Карачая и Балкарии искали выход из создавшегося положения. Исмаил Урусбиев считал наиболее верным путь дальнейшего развития животновод-ства на основе передового европейского опыта и применения новых технологий в практике балкарских скотоводов. С этой целью он решает открыть сыроваренный завод в Баксанском ущелье. В сентябре 1871 года Исмаил обратился к начальнику Терской области с просьбой о разрешении на открытие сыроваренного завода на общественных землях. Для устройства завода Исмаил просил отвести ему участок из общественных земель - «Буру-кол» и «Малый Лашкут». Им были заказаны и подробные чертежи уст-ройства сыроварни.

Администрация Терской области передала прошение И. Урус-биева на рассмотрение «Представителей Большой и Малой Ка-барды и пяти горских обществ». Доверенные отказали Исмаилу, и строительство завода дали на откуп австрийцу Гаштелю (в 1874 г.), но последний так и не сумел построить завод и наладить сыроваренное производство.

Хотя попытка Исмаила окончилась неудачей, его идею подхватили младшие братья, и в 1874 году сыроваренный завод был пу-щен Хамзатом Урусбиевым. А когда Хамзат разорился, производ-ство вновь наладил Асланбек (Александр Алексеевич) Урусбиев.

Большую эрудицию и глубокий ум Исмаила Урусбиева неоднократно отмечали исследователи Кавказа. Так, в очерке И. Ива-нюкова и М. Ковалевского «У подошвы Эльбруса» сообщается, что Исмаил несколько раз побывал в Москве и Петербурге, во время своих поездок он старался как можно больше узнать о развитии научной мысли, приобщиться к великой культуре России. В названной работе отмечается, что у Исмаила глубокие познания по истории и фольклору Кавказа. «Память у князя феноменальная, - писали авторы очерка, - однажды, беседуя с нами о русской литературе, в доказательство своей мысли, цитировал несколько мест у Добролюбова»49Вестник Европы. СПб., 1886. Т. 1. С. 94..

Такую же характеристику Исмаилу дает и знаменитый русский композитор С. И. Танеев: «Он человек во многих отношениях замечательный, знающий весь Кавказ, обычаи разных народов, музыку старинную и новейшую (понятно, кавказскую), знающий историю и географию, Бокля, Дарвина»50Переписка Чайковского и Танеева. Изд. Юргенсона, 1901. С. 140-141..

Этнографические, исторические, географические сведения, предоставленные Исмаилом и записанные М. М. Ковалевским легли в основу его трудов «У подошвы Эльбруса» (в соавторстве с И. Иваноковым) и «В Сванетии» и представляли собой первые сообщения о семейных и правовых отношениях у кавказских народов, вошедшие впоследствии в работы М. Ковалевского. Его монография «Очерк происхождения и развития семьи и собственности» вышла в 1891 году в Стокгольме. Впоследствии она послужила одним из научных источников Ф. Энгельсу при написании им работы «Происхождение семьи, частной собственности и государства»51Беляев В. По поводу записей музыки кавказских горцев С. И. Танеева // Памяти Танеева. М.; Л., 1947. С. 212..

М. М. Ковалевский в своих статьях и письмах неизменно подчеркивал, что успехом своей этнографической экспедиции был обязан Исмаилу Урусбиеву. Исмаил, по его словам, был не только ценным информатором, но и оказал большую практическую помощь в организации экспедиций. Благодаря усилиям Исмаила, оказавшего ему «неисчислимую помощь», Ковалевский и его спут-ники «глубоко изучали быт балкарцев Баксанского ущелья, смогли перейти через величайший Кавказский хребет в Сванетию и везде встречали радушное гостеприимство»52Там же..

Известный кавказский журналист, собиратель и издатель балкарского фольклора Е. Баранов, посетивший Урусбиево в 1891 году, в своем очерке «Поездка в Урусбиевское общество горских татар», опубликованном в газете «Терские ведомости», писал: «...недавно умерший, Исмаил среди горцев пользовался таким всеобщим уважением и почетом, что теперь про него поются песни и сложились легенды, как о человеке, горой стоявшем за интересы всего общества. Среди иностранных и русских туристов он был известен как радушный хлебосол и неутомимый помощ-ник в их трудных по горам ученых экспедициях; он был замечательно умнь1Й человек, но, к сожалению, не получил солидного образования»53Терские ведомости. 1891. № 56..

В литературе, посвященной Урусбиевым, встречается много спорных, невыверенных фактов. Так, в книге О. Опрышко «По тропам истории» сказано: «Науруз увиделся с Сергеем Иванови-чем Танеевым и в июне 1891 г., когда тот лечился в Пятигорске. Урусбиев приехал к нему и прежде всего сообщил печальную весть о том, что несколько месяцев тому назад скончался его отец Исмаил Мирзакулович»54Опрышко О. По тропам истории. Нальчик, 1979. С. 283..

Между тем в рапорте начальника Нальчикского округа Терской области, поданном в мае 1888 года, сообщается: «Житель Урусбиевского общества подпоручик, Исмаил Урусбиев, получающий от Пятигорского казначейства пенсию, 8 числа текущего месяца от продолжительной болезни умер»55ЦГА КБР, ф. 12, оп. 2, д. 1132; л. 103..

Исмаил Мирзакулович был женат на Наго Бийнёгеровне Балка-роковой и имел пятерых детей. Старшая из детей – Мисирхан родилась в 1856-м, Сафарали - в 1858-м, Науруз - в 1863-м, Забида - в 1866-м, Сафият – в 1869 году. О жизни дочерей Исмаила Урусбиева сведений сохранилось мало. Известно, что старшая дочь Мисирхан была замужем в карачаевском ауле Карт-Джурт за князем Крымшамхаловым и умерла вскоре после рождения ребенка. По сообщению жительницы сел. В. Баксан Искендеро-вой Ханифы Хажиевны (82 года), дочь Мисирхан Ельмесхан после смерти мужа вышла замуж за ногайского мурзу. Она же сообщила, что у Ельмесхан было двое детей от первого брака - Пахат и Азиза. У Забиды и Сафият личная жизнь не сложилась. Об этом Ханифа Искендерова рассказывала: «Забида умерла в глубокой старости в Алма-Ате. Пережив все унижения, выпавшие на долю их семьи после установления Советской власти, Сафият сошла с ума и умерла в начале 1943 г., в ту ночь, когда немцев выгнали из Баксанского ущелья»56Архив КБНИИ, ф. 656–Ф/8..


Примечания.
1 [↑ назад]Хутуев X. И. Становление и развитие социалистической культуры советской Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1985; Азаматов К. Г., Хуту-ев X. И. Мисост Абаев. Нальчик, 1981; Сафарян С. Н. Султан-Бек Абаев. Нальчик, 1988.
2 [↑ назад]В рамках данной работы невозможно привести все источники по Урусбиевым. Вот некоторые из них: Хорлон Е. М. Восхождение на Эль-брус в 1849 г. Кибенхава, 1855. - На гол. яз.; Грабовский Ф. Свадьба в горских обществах Кабардинского округа. ССКГ. Тифлис, 1869. Вып. 2; Динник Н. Я. Поездка в Балкарию // Записки Кавказского отдела Русского географического общества. Тифлис, 1887; Давидович С. Д. Восхождение на Эльбрус // Исторический вестник. СПб., 1887. Т. 28. № 5; Баранов Е. Поездка в Урусбиевское общество горских татар // Терские ведомости. 1891. № 55, 56; Тепцов В. Я. По истокам Кубани и Кавказа. СМОМПК. Тифлис, 1892. Вып. 14; Фрешфильд Д. Исследования Кавказа. Лондон, 1896; Мерцбахер Г. По высокогорному Кавказу. Лейпциг, 1901; Поггенполь Н. В. Через Сванетию в долину Баксана. ЕРГО. М., 1904. Вып. 2; Мориц фон Деши. Кавказ. Путешествие и исследования на вершинах Кавказских гор. Берлин, 1905-1907; и т. д.
3 [↑ назад]В тексте Хуламского памятника (в настоящее время находится в фонде Государственного объединенного музея КБР), датированном Л. Лавровым 1711 годом, встречается имя Исмаила Урусбиева или сына Урусбия, не упоминающегося в последующей литературе. Как известно из генеалогических схем Урусбиевых и Суюнчевых, в начале XVIII века не было Исмаила, тем более Урусбиева, т. к. патронимия Урусбиевых начинается с середины XVIII века и обязана своим появлением Чепелеу Кучуковичу, внуку Урусбия. Возможно, что генеалогические схемы не сохранили имя Исмаила, который мог быть сыном Урусбия и братом Кучука. Вполне возможно и такое, что Кучук - это второе имя Исмаила, что нередко встречалось у горцев. Нельзя исключить вероятность того, что тукъум (род) Урусбиевых сложился не в середине XVIII века, как принято считать в историографии Балкарии, а гораздо раньше. Дата составления надписи не может вызвать больших сомнений, ибо остальные упомянутые в тексте памятника участники определения границ жили именно в этот период. Так, например, Болака (Булабек) Биттиров, по сообщению Ш. Б. Биттирова, является его предком в седьмом колене (Болака - Зуппай - Ийналукъ - Ибакъ - Жанболат - Эртуу - Биязуркъа). Это и Асланбек Кайтукин - кабардинский феодал, известный в легендах и преданиях своими притеснениями балкарских и осетинских (дигорских) крестьян.
4 [↑ назад]ЦГВИА, ф. 38, оп. 30/286, св. 854, д. 14, л. 2-3.
5 [↑ назад]Песня о Баксануке Суюнчеве, широко распространенная в карачаево-балкарском устном поэтическом творчестве, была опубликована в работе Н. П. Тульчинского «Поэмы, легенды, песни, сказки и пословицы горских татар Нальчикского округа Терской области» в 1903 году с пометой: «Заимствовано из тетради Науруза Урусбиева». Другие варианты, пo-существу, повторяют сюжет опубликованной песни.
6 [↑ назад]ЦГВИА. Рукописный фонд, ф. 1, оп. 2, д. 17, л. 125-127.
7 [↑ назад]МусукаевА. И. Балкарский тукум. Нальчик, 1978. С. 13.
8 [↑ назад]Архив КБНИИ, ф. 655–Ф/8.
9 [↑ назад]Попов А. В. Поэма Лермонтова «Хаджи-Абрек» // Материалы по изучению Ставропольского края. Ставрополь, 1964. Вып. 2. С. 238.
10 [↑ назад]Коммунизма жол. 1977. 29 октября.
11 [↑ назад]Волкова Н. Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII - нач. XX в. М.: Наука, 1974. С. 99.
12 [↑ назад]Архив КБНИИ, ф. 622-8.
13 [↑ назад]Новое о Шоре Ногмове // Кабардино-Балкарская правда. 1983. 1 сентября.
14 [↑ назад]Азаматов К. Г. Русско-балкарские отношения в XVII - XVIII вв. // Коммунизмге жол. 1979. 27 октября.
15 [↑ назад]Гиляровский В. А. Избранное. М.: Московский рабочий, 1960. Т. 1. С. 580.
16 [↑ назад]Архив КБНИИ, ф. 622–ф/1.
17 [↑ назад]Грове. Холодный Кавказ // Природа и люди. СПб., 1879. Т. 6.
18 [↑ назад]Баранов Е. Поездка в Урусбиевское общество горских татар // Терские ведомости. 1891. № 55, 56.
19 [↑ назад]Ср. документы из ЦГА КБР, ф. 6, оп. 1, д. 748 (л. 144); д. 197 (л. 226); д. 85 (л. 45) и др.
20 [↑ назад]ЦГА КБР, ф. 6, оп. 1, д. 29, л. 37.
21 [↑ назад]Там же, ф. и-46, оп. 1, д. 4, л. 3.
22 [↑ назад]Тамже, ф. 6, оп. 1, д. 748, л. 61.
23 [↑ назад]Там же.
24 [↑ назад]Пятигорский листок. 1905. № 272.
25 [↑ назад]Терские ведомости. 1905. № 11.
26 [↑ назад]Терские ведомости. 1897. № 76.
27 [↑ назад]Там же.
28 [↑ назад]Баранов Е. Поездка в Урусбиевское общество.
29 [↑ назад]ЦГА КБР, ф. 2, оп. 1, д. 158, л. 149.
30 [↑ назад]Там же, л. 152.
31 [↑ назад]Из личного архива внучки М. К. Абаева - Дауты Измаиловны Алма-зовой.
32 [↑ назад]Архивный фонд Института Украинского фольклора АН Украины. Собрал А. Рахаев.
33 [↑ назад]Г - д. Поездка к южному склону Эльбруса // Библиотека для чтения. СПб., 1849.
34 [↑ назад]История поиска тетради изложена в книге: Опрышко О. Через века и судьбы. Нальчик, 1990.
35 [↑ назад]ЦГА КБР, ф. 12, оп. 4, д. 109, л. 39.
36 [↑ назад]Там же, оп. 2, д. 322, л. 27 об.
37 [↑ назад]Очерки истории балкарской литературы. Нальчик, 1982. С. 36.
38 [↑ назад]ЦГА КБР, ф. 12, оп. 4, д. 103, 199, 322.
39 [↑ назад]Г - д. Поездка к южному склону Эльбруса // Библиотека для чтения. СПб., 1849.
40 [↑ назад]Иванюков Н. И., Ковалевский М. М. У подошвы Эльбруса // Вестник Европы. СПб., 1888. Т. 1. Кн. 1. С. 94.
41 [↑ назад]Архив КБНИИ, ф. 658–ф/в.
42 [↑ назад]ЦГАКБР, ф. 9, т. 1, д. 33.
43 [↑ назад]Звание «опий» соответствовало принятому царской администрацией чину «старшина». Выбирался на Тёре.
44 [↑ назад]3ведре В. Путеводитель по Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1987. С. 62.
45 [↑ назад]Кумыков Т. X. Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии в XIX в. Нальчик, 1965. С. 406.
46 [↑ назад]ЦГА КБР, ф. 2, оп. 1, д. 158, л. 44-45.
47 [↑ назад]«Кабардинская общественная сумма» - название фонда отчислений кабардинских и балкарских сельских обществ на удовлетворение общественных нужд.
48 [↑ назад]ЦГА КБР, ф. 6, оп. 1, д. 29, л. 12, 21; д. 85, л. 29 и др.
49 [↑ назад]Вестник Европы. СПб., 1886. Т. 1. С. 94.
50 [↑ назад]Переписка Чайковского и Танеева. Изд. Юргенсона, 1901. С. 140-141.
51 [↑ назад]Беляев В. По поводу записей музыки кавказских горцев С. И. Танеева // Памяти Танеева. М.; Л., 1947. С. 212.
52 [↑ назад]Там же.
53 [↑ назад]Терские ведомости. 1891. № 56.
54 [↑ назад]Опрышко О. По тропам истории. Нальчик, 1979. С. 283.
55 [↑ назад]ЦГА КБР, ф. 12, оп. 2, д. 1132; л. 103.
56 [↑ назад]Архив КБНИИ, ф. 656–Ф/8.
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (10.02.2015) | Автор: Биттирова Тамара

Всего комментариев: 0
avatar