Пятница, 29.03.2024, 02:28

Карачаевцы и балкарцы

Кюлме къартха, келир башха.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

112. ШЫРДАН И НЁГЕР
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

ПЕРЕВОДЫ

VII. ШЫРДАН И НЁГЕР

Нёгер был хитроумный мужчина. Днем, надев [на себя] рваную одежду, он валялся в багушах1...он валялся в басу шах... — Б а г у ш — мусорная яма, свалка, навоз., а ночью [крал] и продавал в рабство детей. Шырдан не ведал об этих его делах. Увидев его рваную одежду, он с презрением посмотрел на него и сказал: «Беспомощный бедняк». [А] богатству нарта Шырдана не было ни начала ни конца. У него было бесчисленное множество скота, сокровищ, земли. Сам же он был коварным, чванливым, хвастливым человеком.

Он очень любил спорить и, когда выигрывал, лишний раз показывал свое превосходство.

Однажды Шырдан пошел к нартам. Он собрал весь нартский народ и сказал:

— Я пришел поспорить с вами.

— Ну что же, скажи, на что [ты] хочешь поспорить, [а мы] послушаем,— ответили [нарты].

— Я сделаю мишенью своего сына. Вы [же] соберите всех [своих] охотников. Пусть они стреляют [в него] с рассвета, как только глаза начнут различать мишень, до [самого] вечера, пока глаза [уже] не будут видеть мишени. Тому, кто убьет его, [я] прощу смерть сына. Но если [они] не смогут убить [моего сына], каждый охотник даст мне по пять малолетних пленников. Стрелять будете только ему в лоб. Если не сможете убить юношу, вечером он сам придет сюда. А если убьете, то к тому месту, где он будет находиться, не подойдет никто, кроме меня.

На это [его] решение все ответили: «Хорошо».

На том месте, где сын должен был стоять как мишень, Шырдан [приказал] вырыть яму. [По его приказу] нарисовали во весь рост портрет его сына. На рассвете, взяв с собой сына и его портрет, [Шырдан] пошел [туда]. Сына он посадил за портретом, [а] портрет поставил перед мальчиком.

[Он] втайне закончил все [свои] хитрые дела, потом стал ждать охотников. Охотники собрались, Шырдан сказал: «Начинайте стрелять!» С утра до вечера стреляли они, но не смогли убить [мальчика].

Нёгер незаметно для других подсмотрел из багуша и увидел, что сын Шырдана сидит за портретом на корточках. [Он] обеспокоился.

«Охотники не смогли убить мальчика,— подумал он. — Теперь, если Шырдан уйдет, забрав малолетних пленников, мне [ведь] ничего не останется. Теперь и я пойду и тоже метну свою стрелу».

Пришел [он] и сказал:

— Шырдан, если бы ты разрешил, я бы тоже стрельнул один раз.

— О-о, бедняга! Да ты можешь стрелять хоть сто раз! Если даже не убьешь, я не возьму с тебя ничего,— самоуверенно, с издевкой произнес [Шырдан] и засмеялся.

Нёгер метнул стрелу и убил юношу.

У Шырдана насупились брови и потемнело лицо. Но он ничего не мог сказать. Виновником беды был он сам. Ведь он не думал, что такое может произойти.

Народ [постепенно] разошелся. А Шырдан, взяв тело своего сына, пошел домой.

Шырдан не мог остановиться на этом. .Похоронив сына, он поклялся отомстить за его кровь. Чтобы убить Нёгера, он пошел к тому месту, где тот [обычно] лежал, но не нашел [его]. Когда он ходил вокруг, оглядывая [все] в поисках Шырдана, увидел мчащегося всадника. Незаметно он проследил, куда проскакал всадник: всадник поехал и исчез в землянке. Коня [он] оставил в землянке, а сам вышел [оттуда], переодевшись в рваную одежду, пошел и лег в багуш.

Когда Шырдан увидел [все] это, он не отважился убить [Нёгера] и решил: «Нёгер, оказывается, не тот Нёгер, как я думал. Его нельзя убить в открытую. Теперь я должен отомстить ему по-другому за кровь сына».

В полдень он пришел к тому месту, где лежал Нёгер. И начал свой разговор так:

— О гяур* Нёгер, собака Нёгер.
Да чтоб ты, Нёгер, в аду пас свиней!2Да чтоб ты, Нёгер, в аду пас свиней! — Проклятие.
Нёгер, я узнал, что ты настоящий мужчина,
И поэтому к тебе пришел.
5 Когда наступает день, ты валяешься в багушах,
Когда наступает ночь, ты малолетних пленников продаешь.
Вдоволь ты не наедаешься,
И коня по душе ты не находишь.
Нёгер, не подозревая о коварстве Шырдана, сказал:
10 — Научи меня, что мне делать?
— Ты теперь вот что должен делать,
Если сделаешь, как я скажу, это тебе поможет:
У Индиевых есть один породистый белый конь —
На земле нет ничего красивее его.
15 [Никто] не может догнать его — ни на земле, ни на небе,
Даже сокол не может его обогнать.
[Он] находится в стальной крепости, обнесенной девятью стенами,
Корм [ему задают] в золотом корыте.
За девятью замками [находится он],
20 Девять стрелков белого коня стерегут.
Девять собак его стерегут
И девять петухов его стерегут.
— Шырдан, что же [мне] делать?
Как украсть белого коня?
25 — Вот что ты должен сделать, Нёгер:
Сперва пойдешь к петухам.
Для [петухов] возьми с собой просо.
Петухи, увидев тебя, начнут кукарекать
И хлопать крыльями, [но], если рассыплешь [перед ними] просо,
30 Они набросятся на него и успокоятся.
Оттуда пойдешь к собакам.
Собаки, увидев тебя, Нёгер,
Начнут лаять.
Если дашь девяти собакам девять куриных голов,
35 Они завиляют хвостами и перестанут [лаять].
Если собаки не будут лаять, никто не проснется.
— А что мне делать с замками, Шырдан?
— Вот что ты сделаешь:
[Ведь] твоя сестра — красавица Агунда — сноха Индиевых,
40 Ключи [от замков] находятся у Агунды.
Нёгер, когда ты пойдешь к Агунде,
Будь [очень] печален.
А что ответить на [ее] вопрос, сам догадаешься.
Нёгер пошел прямо к Агунде
45 [И] притворился печальным.
[Тогда] Агунда спросила Нёгера:
— Нёгер, что случилось с тобой сегодня?
Да пусть все твои болезни перейдут ко мне, не голоден [ли ты], не замерз ли?
— Я [не голоден], не замерз,— ответил [Нёгер],—
50 Когда наступает утро, я лежу в багушах,
Когда наступает вечер, пленными детьми торгую,
[А] деньги тебе приношу.
[Я для себя] настоящего коня не нахожу,
Ты, Агунда, знаешь об этом.
55 У Индиевых есть красивый белый конь —
Ни в небе, ни на земле [никто] не может догнать его.
Ключи от [крепости, где он находится), — в твоих руках,
А ты скрывала от меня,—
Вот потому я обижен на тебя.
60 Агунда начала причитать:
— Нёгер, кто сказал тебе это?
Кто навлек беду на мою голову?
В этом деле, Нёгер, погубят тебя,
И останусь я горевать по тебе.
65 Нёгер взял ключи
И отправился прямо [туда, где находился] белый конь.
Вначале [он] к петухам пошел,
Рассыпал он просо [перед петухами],
Накинулись они [на просо] и успокоились.
70 Пройдя [их], дошел до собак.
Собаки, увидев Нёгера,
Начали лаять.
Когда он дал девяти собакам девять куриных голов,
Собаки завиляли хвостами и перестали [лаять].
75 А без лая собак никто не проснулся.
Все замки открыл Нёгер,
И добрался Нёгер до белого коня:
Перед ним [стояло] золотое корыто [с кормом],
Рядом висело его седло.
80 Около него войлочная плеть,
Нёгер коня оседлал,
Войлочную плеть взял.
Все замки закрыл.
Агунде ключи отдал.
85 — Даже после моей смерти
Пусть это дело между нами останется,— сказал [и на коня вскочил].
[Конь], прыгнув, подобно грому с молниями прогрохотал
И скрылся из глаз, как летящая звезда.

Примечания.

Архив КБНИИФ Э . Ф. ф. 13, on. 1, д. 10, балк. Исп. Алий Эттеев с. Н. Чегем (КБР), 1959, зап. С. О. Шахмурзаев. Опубл.: МПА, с. 59—61; Нартла, с. 227—230; ДЗЬД. с. 138— 141; МКХПЧ, с. 122— 125.

1 [↑ назад]...он валялся в басу шах... — Б а г у ш — мусорная яма, свалка, навоз.
2 [↑ назад]Да чтоб ты, Нёгер, в аду пас свиней! — Проклятие.
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (01.12.2014)
Просмотров: 1038 | Теги: 112. ШЫРДАН И НЁГЕР

Всего комментариев: 0
avatar