Пятница, 29.03.2024, 17:37

Карачаевцы и балкарцы

Аман шуёхунг болгъандан эсе, болмагъаны игиди.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Р.Т. Хатуев, шейх М.А. Биджи "АЛАНИЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ"

Главная » Библиотека » История » Р.Т. Хатуев, шейх М.А. Биджи АЛАНИЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ » Часть вторая. АЛАНИЯ – ЧАСТЬ МУСУЛЬМАНСКОЙ ИМПЕРИИ (зОЛОТООРДЫНСКИЙ ПЕРИОД ИСЛАМИЗАЦИИ. XIII – XIV вв.) Глава 5. МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА АЛАН
Часть вторая.
АЛАНИЯ – ЧАСТЬ МУСУЛЬМАНСКОЙ ИМПЕРИИ (ЗОЛОТООРДЫНСКИЙ ПЕРИОД ИСЛАМИЗАЦИИ. XIII – XIV вв.)
Глава 5. МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА АЛАН
5.1. Б) Мемориальные постройки

В золотоордынских городах Северного Кавказа выделяется несколько типов мусульманских погребений: внутри оградок из сырцового кирпича (Ставрополье); в грунтовых ямах (напр., Верхний Джулат); в кирпичных склепах; в мавзолеях (Маджар, Пятигорье, Борга-Каш), один раз – в каменном ящике. Покойники были уложены вытянуто на спине с разворотом на правый бок, все – головой на запад, лицом к югу, т.е. к Мекке. Любопытно, что «во всех случаях отмечались следы деревянных гробовищ»338Нарожный Е.И. Северный Кавказ в XIII-XV веках… . Как видим, захоронения в гробах вовсе не чужды были кавказским мусульманам золотоордынской поры.

Здесь мы затронем архитектурные объекты мемориального характера, а именно – усыпальницы.

Карачаево-Черкесия

К югу от г.Усть-Джегуты, на месте карьера по добыче речной гальки у головного сооружения Большого Ставропольского канала, на правобережье р.Кубани были выявлены «остатки мавзолея золотоордынского времени». Примерно на четырехметровой глубине был задет 3-метровый ограненный столб, на одной грани которого помещались «тщательно вырезанные арабские племена».

Рис.23 Мавзолеи Золотой Орды. ХIII-ХIV вв. ( И.Измайлов. Б.Хамидуллин. Ислам в Золотой Орде. Казань: Татар.кн.изд-во,2008. С.40)

Как пишет обнаружившая этот памятник Т.М.Минаева, этот столб ко времени осмотра «оказался разбитым на мелкие куски и прочесть надпись не представлялось возможным. Он, вероятно, являлся карнизом небольшого здания – мавзолея. Вместе с обломками карниза найдены типичные квадратные золотоордынские кирпичи – остатки погребального склепа и разбитые кости человеческого скелета»339Алексеева Е.П. Археологические памятники Карачаево-Черкесии. – М.: Наука: ИФ «Восточная литература»,1992. – С.131-132; Минаева Т.М. К истории алан Верхнего Прикубанья по археологическим данным. – Ставрополь, 1971. – С.48.

Как отмечалось, находки свидетельствуют о располагавшемся здесь мусульманское кладбище.

Пятигорье

Группа мавзолеев золотоордынского времени располагалась в районе города Ессентуки. Памятники зодчества просуществовали несколько веков и были разрушены (или разобраны) в конце XVIII - начале XIX вв. колонистами, использовавшими кирпичи из мавзолеев для хозяйственных целей.

Рис. 24а,б Ессентуки. План мавзолеев №1 и №2. (По Э.В. Ртвеладзе)

Вновь памятники исламского зодчества Ессентуков открылись науке во второй половине ХХ в.

Ессентукский мавзолей №1 был найден и раскопан в 1953 г. археологом-краеведом А.П. Руничем на второй надпойменной террасе правого берега р. Подкумок, около Красновой Балки, между железнодорожными станциями Скачки и Золотушка. Эта усыпальница являла собой квадратное в плане однокомнатное помещение с порталом ориентированное строго по линии север – юг (рис.24 а). Её ниша образована выступающими вперед на 2 м стенами основного объема.

Основные параметры: общая длина по внешнему обмеру (вместе с портальной частью) – 7,70 м, ширина – 5,70 м; размеры по внутреннему обмеру 3,97 X 3,90 м. Толщина стен мавзолея составляла 90 см, фундамент был углублен на 40 см от пола.

В южной стене был устроен дверной проем шириной 96 см. К моменту обнаружения от здания сохранились лишь фундамент и часть цоколя (высота сохранившейся части – 38 см), выведенные из обработанных плит мергеля и известняка на глинистом растворе.

Кладка фундамента и цоколя была осуществлена «в перевязку», а пол выровнен и смазан глиной. Для строительства использовались разные типы кирпича (квадратный жженый; брусковидный с продольными фасками кирпичи; трапециевидный в сечении с поливой голубого цвета на лицевой стороне, поливной кирпич с орнаментом в виде растительных побегов)340Ртвеладзе Э.В. Два мавзолея золотоордынского времени в районе Пятигорья // Советская археология, 1969, № 4, С.262.

Мавзолей №2 располагался на левом берегу р.Подкумка в 400 м к северо-востоку от вокзала ст. Белый Уголь и был раскопан в 1963 г. Ессентукским народным музеем при участии сотрудника Пятигорского музея Е. Е. Ивашнева и учительницы Т.Б.Палимпсестовой. По преданию, именно в этой усыпальнице был похоронен легендарный Ессен-тук.

Этот мавзолей также представлял собой почти квадратное в плане однокомнатное помещение с портальной частью, ориентированное по линии север-юг (Рис.24б). Его параметры: общая длина по наружному обмеру вместе с порталом – 7,1 м, ширина 5,5 м, по внутреннему обмеру 3,90х3,52 м.

Рис. 25 Ессентуки. Раскоп портально-купольного мавзолея.

Стены (толщиной от 78 до 84 см), были выложены «в перевязку» из квадратного жженого кирпича на известковом растворе. В срединной части северной, западной и восточной стен имелись ниши глубиной 37 см, шириной от 0,8 до 1,05 м. Вход был устроен с юга (ширина проема 98 см).

Устои портала выступали вперед от южной стены на 1,95 м; с внутренней стороны в них имелись маленькие ниши глубиной 27, шириной 90 см. Пол в интерьере и между устоями портала был вымощен кусками жженого кирпича. Судя по сохранившимся фрагментам, стены имели белую штукатурку. Фундамент был возведен из мергеля и известняка на известковом растворе и углублен в землю на 40 см341Там же, С.263.

В начале 1970-х гг. в районе Ессентуков были выявлены еще 6 мавзолеев. Мавзолей, стоявший на возвышенности левого берега р.Большого Ессентучка (Рис.25) являл собой квадратную (кубическую) отштукатуреную кирпичную постройку на каменном фундаменте и «с купольным сводом и портальным входом с южной стороны».

Внешние размеры (без портала) составляли 5х5,5 м. Вокруг усыпальницы обнаружено несколько погребений более позднего времени и остатки нескольких других наземных погребальных сооружений342Археологические памятники. Мавзолей Ессен-тук. //stavinfo.net/public_html /region /essentuki/.

Из всех ессентукских мавзолеев один в плане представлял собой десятигранник, а семь – прямоугольник (с порталами). Любопытным представляется то, что один из этих мавзолеев – двухкамерный, углы которого фланкированы трёхчетвертными колоннами343Ртвеладзе Э.В. Указ. раб. С.229-239; Нарожный Е.И. К этносоциальной атрибуции город-ского населения терско-кумского междуречья (по материалам мусульманских захоронений эпохи Золотой Орды) //Погребальный обряд древнего и средневекового населения Северного Кавказа. – Орджоникидзе, 1988. С.172; Нечаева Л.Г. О мавзолеях Северного Кавказа.., С.88.

Усыпальницы были построены из жжёного кирпича и облицованы поливными изразцами в основном в правление Узбек-хана.

Кабардино-Балкария

Под полом мечети Нижне-Джулатского городища был сооружен «уникальный в своём роде подземный двухкамерный "склеп-мавзолей"», который был впервые выявлен и описан балкарским археологом И.М. Чеченовым (1969 г.).

В северо-западном углу Нижне-Джулатской мечети археологи выявили постройку из обломков обожженных кирпичей, «стены которой были поставлены на пол мечети и пристроены вплотную к стенам последней». Она считается «мавзолеем более позднего времени».

Весьма интересным сооружением, найденным в пределах этой мечети, выступает подземный склеп-мавзолей (расположен ниже уровня пола мечети). Он имел высоту примерно 2 м и «был перекрыт восьмигранным куполом».

Склеп был двухкамерным, сводчатым. Северная (гур-хана – собственно погребальная камера) и южная (зиарат-хана – помещение для посетителей)) прямоугольные в плане камеры «были разделены высоким и широким порогом». Стены обеих камер были побелены и имели стрельчатые ниши, вырезанными в грунте.

Вход в усыпальницу производился через дверь в восточной стене северного помещения, которая крутой лестницей соединялась с поверхностью – с мечетью.

Здесь было 5 мусульманских захоронений XIV века, два из которых, в индивидуальных грунтовых ямах – в гур-хане, одно – в зиярат-хане, одно – на пороге между северным и южным помещениями. Отмечается захоронение в деревянном гробу. Антропологический анализ двух черепов позволил отнести одного к аланам (узколицый европеоид), а другого – к «ногайцам или их предкам (южносибирский монголоид). Само сооружение этого склепа под полом мечети, пишет Е.И.Нарожный, вступает в формальное противоречие с правилами шариата. «Однако, здесь, как и во многих других случаях, мы сталкиваемся со стремлением поместить могилу в святое, освящённое место, либо наделить её священными свойствами, которые будут помогать погребённому на том свете»344Зиливинская Э.Д., Чеченов И.М. Указ. раб.; Зиливинская Э.Д. Минареты Золотой Орды // www.nasledie.org; Нарожный Е.И. К этносоциальной атрибуции городского населения …, С.172; Чеченов И.М. Древности Кабардино- Балкарии. – Нальчик, 1969. – С.46, рис. 15.

На территории этого же региона находился и мавзолей Кобан-хана, датируемый 860 г.х. (=1455 г.). Он, по словам академика Г.Ю.Клапрота (1807-1808 гг.) находился «на восточной стороне речки Яман-куль, в 3 верстах от Боташева Кабака, на равнине у северного подножья второго Гребня» (Малая Кабарда).

«Это сооружение из вытесанного камня, - пишет академик, - а вокруг него находятся около сотни земляных холмиков, прозванных буграми, которые, вероятно, обозначают могилы князей. Сооружение восьмиугольное, каждая сторона которого измеряется 6 футами. Арочная дверь обращена на юг, а по обеим сторонам ее, на расстоянии в 2 ярда, простираются стены. С восточной и западной сторон в 9 футах над землей расположены два схожих друг с другом окна. Высота стен составляет около 12 футов». В нижней части усыпальницы был виден «глубокий склеп, каменные опоры которого упали, так что более не видны правильные стороны центрального проема, ведущего в склеп».

Данная часть мавзолея была засыпана камнями (видимо, обрушившимися стенами) так, «что нельзя обнаружить никаких останков тел». Западная сторона мавзолея в основном разрушилась и там толщина стен не превышал 2 футов345Цыбульский В.В. Календари и хронология стран мира. – М.:Просвещение,1982. - С.67.

Почти вся западная сторона сооружения пребывает в руинах, а стена там толщиной не превышает 2 футов».

Памятника за истекшие двести лет исчез.

Северная Осетия

В округе Верхнего Джулата исследователями отмечается наличие 5-ти мавзолеев, а еще одного мавзолея – на самом городище, однако, к сожаленью, подробных описаний этих мавзолеев не сохранилось. В научной литературе отмечается лишь то, что мавзолей Верхнего Джулата кирпичный, квадратный, беспортальный.346Нарожный Е.И. Указ. раб. С.163 (Ссылки: Крупнов Е.И., Кузнецов В.А., Марковин В.И., Мерперт Н.Я., Милорадович О.В., Мунчаев Р.М. Полный научный отчёт объединённой Се-веро-Кавказской археологической экспедиции за 1960 г. – Архив ИА РАН, Р-1, №№ 2183, 2183-а)

У селенья Заманкул в фиксировались остатки восьмигранного мавзолея с надписью, указывающей на 1347 год347Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа XVIII-XX вв. – М., 1968, стр. 64.

Ингушетия

Сохранился доныне мавзолей Борга-Каш на Горе Шейха к северо-западу от селения Плиево – квадратный в плане (4,13 м х 5,56 м), высотой надземной части 3,18 м, перекрытый полусферическим куполом. Он построен из камня желтоватого цвета. Исследователями указывается на то, что прямоугольный портал усыпальницы, порезанный широкой стрельчатой аркой, сооружен слитно с корпусом самого здания, фасаду которого равен по ширине и высоте. Мавзолей строился из двух частей – надземной и подземной (где располагалась погребальная камера), куда ведет отверстие в полу.

Строительный модуль архитектуры Борга-Каш, пишет В.Б.Виноградов, оказался тождествен архитектуре ессентукских мавзолеев, которые хронологически предшествуют ему. Причем усыпальница, «связывается с этнографической группой борган, известной на Северном Кавказе по русским письменным источникам начиная с XVI века и оставившей след в фольклоре многих народов». Это племя проживало в равнинной зоне от устья Сунжи до нынешнего Владикавказа, и с ним исследователи связывают топонимы Брагуны, Боргустан и др.348Виноградов В.Б. Время, горы, люди. Грозный, 1980. С.49-55. Считается, что племя борган принадлежало к тем же потомкам раннетюркского (дополовецкого) населения Центрального Кавказа, которых Ибн Баттута в 1334 г. и видел в районе нынешних Кавминвод. Путешественник именует их «тюрками», чётко отличая их от хороши ему известных кипчаков. Поэтому в этих ранних тюрках, отмечают д.и.н. Е.И.Нарожный и С.Я.Березин, «предпочтение… мы должны отдать предкам балкарцев и карачаевцев», заселившим регион задолго до половцев. (Березин С.Я., Нарожный Е.И. О тюрках XIII- XIV вв. на Кавказских Минеральных Водах //Культурная жизнь Юга России. – Краснодар, 2009. – №4, С.43-45)

Рис.26. Ингушетия. Борга-Каш

Мавзолей впервые фиксируется в русских документах в 1747 г. как место упокоения брагунских князей. В этой мусульманской усыпальнице находилось несколько погребений в гробах. Над дверью мавзолея помещалась арабская надпись, которая датирует его 808 г.х., т.е. 1405/6 г.349ЭПСК, Ч.1, С.130.

Как мавзолей «Брагунка-кечана» и «могилу нетлеющего тела» усыпальницу упоминает подполковник Л.Л.Штедер (1781 г.). «Над могильным сводом. – пишет он, - стоит четырехугольное продолговатое строение из гладкого тесаного камня в 3 сажени длиной и в 1,5 высотой; вследствие прочности постройки она мало пострадала от времени. Купол построен из такого же камня и имеет два наклонных отверстия для освещения». Внутри усыпальницы тогда стояли в четырех углах «горящие светильники». Здесь находилось несколько трупов, лежавших «в направлении строго с запада на восток на по большей части сгнивших дубовых досках». Штедер отмечает у входа в ущелье «три камня с арабскими надписями; на одном из них написана фамилия, на другом дата, на третьем - фраза из Корана»350СКЕЛ, С.252-253.

Памятник мусульманской культуры подвергался актам вандализма. Сначала в 1876 году старообрядческий протоиерей Стефан Загороднов из станицы Алхан-Юрт по поручению своего архиепископа Антония Шутова забрал из мавзолея три высохших человеческих тела и отправил в Москву, где Антоний, считая их “за тела христианских мучеников”, направлял части этих трупов во все епархии старообрядцев351Гадиев Умалат. Тайна исчезновения мумий из мавзолея Борга-Каш // www.kavkasion.ru. Затем в июне 1888 г. приехавшие «из города Грозный на фургоне какие-то неизвестные люди» облили мавзолей фотогеном и подожгли его. Далее священник, который «навязывал ингушам православие», уничтожил плиту с арабской надписью на мавзолее. По воспоминаниям ингушских стариков, тот вандал в рясе не только пытался крестить осетин и ингушей, но и, забыв традиции веротерпимости православия, «искал камни с арабскими надписями и уничтожал их»352Мальсагов Ахмет. Князь Бексултан Борганов //Таргим.Ру.

Вообще-то, акты вандализма в отношении памятников – как мусульманских, так и христианских – архитектуры в колониальный период имели место и в других местах (Маджар, Ессентуки, Нижний Архыз и др.). Некоторые из таких деяний мы упоминали, а отдельных еще коснемся.

Маджар

Памятники мемориального зодчества имелись и здесь, в равнинной части расселения алан на Центральном Кавказе в золотоордынское время.

Рис. 27 Маджарский мавзолей (рис. Я.Потоцкого, 1798 г.)

Основу маджарских мавзолеев «составляло кубическое здание с одним или несколькими выступающими арочными порталами», которое имело 2 вида перекрытия – купол или многогранный барабан с шатровым покрытием. При этом преобладали мавзолеи портально-шатровые; «преимущественно они квадратные в плане». Последние, как полагают, близки архитектуре Южного Кавказа (Азербайджана и др.), а мавзолеи портально-купольные – «весьма похожи на среднеазиатские постройки»353Васильев Д.В. Мавзолеи Золотой Орды: географический обзор и опыт типологизации //Ученые записки Астраханского государственного университета. – Астрахань: Изд-во АГК,2003. С.88. В то же время в Маджаре известны и многогранные в плане портально-шатровые мавзолеи.354Ртвеладзе Э.В. Мавзолеи Маджара // Советская археология., 1973№1, стр. 277

Рис.28 Типы маджарских мавзолеев /Ист.: Н.Г.Волкова. Маджары //КЭС, Вып.5/

По словам академика Гмелина (1772 г.), здания здесь «не обширны, имеют своды, оканчиваются шпилем» и «похожи на караульные персидские башни». Внутри «сих башен находится овальное отверстье, ведущее в погреб со сводом, в поперечнике от 3 до 4 футов, и заложенное обтесанным камнем». Эти «строения украшены муравленными /глазурованными/ кирпичами синими, зелёными, красными, серыми», выложенными «с большим вкусом, снаружи и внутри, в виде трёх и четырёхугольников, ромбов, крестов, сердец и других фигур»355Минаева Т.М. Золотоордынский город Маджар, С.149-150.

Нетрудно догадаться, что речь идет не о «погребе», а о склепе, что и заметил Иоганн Антон Гюльденштедт, побывавший в Маджаре в следующем году (июль 1773 г.). Он указывает, что это – «мавзолеи, все снабженные подземными склепами»356http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVIII/1760-1780/Gildenstedt/text9.htm.

Рис.29 Маджарский мавзолей (рис. М.Некрасова, 1742 г.)

П.С.Паллас (1793-94 г.) даёт самое подробное описание маджарских мавзолеев. Он пишет, что «между Бибалой и Кумой» имеются остатки «древних татарских строений… под названием Большие или Верхние Маджары». Здесь в 1780 г. было 32 построек («частью целых, часть. разрушенные»).

В первом ряду находилось 4 мавзолея, у всех которых портик был обращен к югу. Один из них, уже разрушающийся, находился в 200 саженях от р.Кумы и 250 – от р.Бибалы. Он имел размеры 36 английских футов в длину и 25 – в ширину, был покрыт «вьющимися виноградником и отличался от остальных трех архитектурой, размерами и формой купола».

К востоку от него заметно было основание другого строения, рядом с ним – «такое же основание в 16 квадратных футов». Далее, в 57 шагах от первого мавзолея располагался другой мавзолей таких же размеров (35х25 футов), имевший «круглый купол», вместо окон – проемы («отверстия») на восточной и западной стенах. В 18-ти шагах от него имелся фундамент в 15 кв.футов, а еще в 10-ти шагах - другой фундамент (36х26 футов). За ними, «примерно в 92 шагах к северу и несколько отклоняясь от прямой линии» находились «развалины конического строения, имевшего 61 в окружности».

В другом ряду (около 100 шагов от первого) располагались «два совершенно целых» мавзолея. Самый восточный из них (длиной в 26 ф. и шириной – 24 ф.) имел выступающий перистиль в 8 ф. и октагональные (8-гранные) колонны. Второе здание этого ряда (по 28 ф. в длину и 26 в ширину) находилось в 75 шагах от первого. Оно имело вестибюль в 8 ф. высотой, «украшенный двумя октагональными колоннами позади перистиля».

Рис.30 Маджар XVIII в. (По. П.С.Палласу) (Ист.: Н.Г.Волкова. Маджары //КЭС, Вып.5)

Эти мавзолеи, пишет Паллас, «в просторном входе с южной стороны… имеют придел с каждой стороны со сводчатой нишей и низкий вход в нее». Купол покоился на восьмиугольном основании357СКЕЛ, С.321-323.

***

Анализ усыпальниц Золотой Орды позволил исследователям определить их типологию по планировке (по Д.В.Васильеву).

Рис.30 Маджар XVIII в. (По. П.С.Палласу) (Ист.: Н.Г.Волкова. Маджары //КЭС, Вып.5)

К первом типу («группа А»), согласно Д.В.Васильеву, относятся однокамерные мавзолеи. Одна их разновидность – квадратные мавзолеи:

виды в Алании
однокамерный без портала В. Джулат
однокамерный с узким арочным порталом, т. е. ширина портала уже фасада здания Ессентуки
однокамерный с широким и глубоким (шире или равно ширине фасада) порталом-пештаком квадратные портально-шатровые мавзолеи Маджара, мавзолей Борга-Каш

Другая разновидность этого типа – многоугольные усыпальницы.

виды в Алании
без портала 10-гранный мавзолей из Ессентуков
8-гранный мавзолей у с. Заманкул (Сев. Осетии)
с узким порталом многогранные портально-шатровые мавзолеи Маджара

Ко второму типу («группа Б») отнесены двухкамерные усыпальницы:

виды в Алании
прямоугольный с пештаком, составляющим одно целое с зиарат-ханой подземный склеп-мавзолей Ниж. Джулата (условно);
прямоугольные двухкамерные мавзолеи Ессентуков

Большинство золотоордынских мавзолеев – квадратные однокамерные (без портала и с порталом), а «многоугольные мавзолеи встречаются преимущественно на Северном Кавказе». Как предполагается, прямоугольные двухкамерные мавзолеи (с зиарат-ханой) произошли путём развития однокамерных упомянутых мавзолеев с мощным и глубоким порталом-паштаком, который «трансформировался в зиарат-хану»358Васильев Д.В. Указ. раб..

Как видим, на Северном Кавказе встречается большинство всех тех видов усыпальниц, которые известны в Золотой Орде, и этот факт имеет своё объяснение.

***

Перед исследователями давно встаёт вопрос об истоках мусульманского зодчества Алании. В отечественной истории давно определено, что «монументальная архитектура городов Золотой Орды развивалась в соответствии с общим направлением мусульманского культового зодчества Средней Азии и Закавказья»359Федоров-Давыдов Г.А. Искусство кочевников и Золотой Орды. – М.:Искусство,1976. – С.122.

Изучение мавзолеев Золотой Орды позволило нашим медиевистам обратить внимание на богатство номенклатуры кавказских мавзолеев. «Интереснейшим регионом, - пишет Д.В.Васильев, - оказывается в данном ракурсе Северный Кавказ», где «представлены практически все известные типы мавзолеев». Это связывается им «с тем, что распространение архитектурных традиций надмогильных сооружений шло в Золотую Орду именно через Северный Кавказ, из Закавказья». При этом указанный автор не отрицает «и влияние традиций среднеазиатской архитектуры на Улус Джучи». Например, "башенки" – трёхчетвертные колонны по углам двухкамерных мавзолеев Северного Кавказа, Укека, Нижнего Поволжья «имеют истоки в традиционной архитектуре Хорезма, где они являются рудиментами оборонительных башен по углам сельской или городской усадьбы»360Васильев Д.В. Указ. раб..

Наибольшее влияние мусульманской архитектуры, пишет археолог-медиевист Г.А.Федоров-Давыдов, «ощущается в наземных мавзолеях», раскопанных в числе прочих в Маджарах и в некоторых других районах Предкавказья361Федоров-Давыдов Г.А. Указ. раб.С.120.

Декоративное оформление Татартупского минарета, пишет Э.Д.Зиливинская, «использование в облицовке резных кирпичей и изразцов, создание орнаментальных и сталактитовых поясов стилистически связывает его с памятниками Нахичеванской школы Азербайджана. Наиболее близким аналогом ему является Минарет в Шамхоре, известный по рисунку Г. Гагарина. Сходное строение имеют и минареты Малой Азии сельджукского и ранне-оттоманского периодов»362Зиливинская Э.Д. Минареты Золотой Орды //www.nasledie.org.

Данный вывод исследовательница подтверждает анализом не только минаретов, но и «всех раскопанных в настоящее время золотоордынских мечетей», которые почти все относятся к одному типу. «Это квадратные или прямоугольные в плане здания, внутреннее пространство которых разделено рядами колонн, поддерживающих плоское перекрытие в виде балок или аркад. Такая планировка наиболее характерна для малоазийских мечетей сельджукского периода»363Зиливинская Э.Д. Золотоордынские мечети Кавказа //www.nasledie.org.

Та же исследовательница полагает, что верхнеджулатская Большая мечеть «более всего напоминает небольшие столпные сооружения Средней Азии» (напр., трехкупольная мечеть при мавзолее Хаким-ат-Термези, ХI в.; двухкупольная мечеть Ходжа-Иса (ХI в.) в Тохаристане»). Но возможен и другой вариант – «сводчатое перекрытие с подпружной аркой, характерное для сельских мечетей Азербайджана» (напр., в ханеге на р. Пирсагат и в поселке Ханлар). В пользу второго варианта – «и близкое сходство Татартупского минарета с минаретом в Шамхоре»364Там же.

Археолог В.А.Кузнецов признает, что «пропорции и общий абрис» Татартупского минарета «сближают его с минаретами ширвано-апшеронского круга мусульманских памятников Азербайджана XIII-XV вв.». Но им отмечается и «некоторая разница — минареты ширвано-апшеронского круга более приземисты, кладка и декор их только из камня». Кроме того, «в Татартупском минарете винтовая лестница шла до конца ствола, и это может свидетельствовать о том, что минарет имел два балкончика-шерефе. В Северном Азербайджане минареты с двумя шерефе неизвестны».

Исследователь видит генетические истоки не в ширвано-апшеронском регионе, а южнее, где выявляет «прямые аналогии в архитектурном декоре, не объяснимые какой-либо случайностью». Так, «на кирпичной «башне» (tomb tower) 1300 г. в г.Рее (Северный Иран) можно видеть орнаментальные пояса с применением ромбических кирпичей и кирпичей, поставленных под углом, как мы это видим в орнаментации Татартупского минарета, т.е. применение одних декоративных приемов». Типологически сходны с Татартупским минаретом и минареты XIV в. Дар-ал-Батих в Исфагане.

Кроме того, смешанная техника кладки (хорошо отесанные каменные блоки лежат в обрамлении кирпичей – как бы в кирпичных рамках) в кубическом основании Татартупского минарета выявлена в Азербайджане в раскопках Старой Ганджи XI-XIII вв. Наибольшую близость исследователь к Татартупскому минарету усматривает в «Шамхорском столпе» XII-XIII вв. близ г.Шамхор в западном Азербайджане, южнее долины р.Куры. Эти «памятники сближает не только архитектурный образ, но и то, что оба они возведены из кирпича»365Кузнецов В.А. Татартупский минарет XIV в. и мечети Ерхнего Джулата (Вопросы генези-са и времени строительства) // www.budetinteresno.narod.ru.

Отметим, что «ганджинская» техника кладки фиксируется и в минарете соборной мечети городища Нижний Джулат366Чеченов ИМ., Зиливинская Э.Д. Мечеть городища Нижний Джулат // Древности Северно-го Кавказа. М. , 1999. С.204. Правда, некоторые авторы (Е.И.Нарожный), признавая внешние истоки архитектурной культуры Золотой Орды, не принимают версию об "азербайджанских истоках архитектуры" мечетей Верхнего Джулата, об участии "азербайджанских строителей" в возведении объектов мусульманского культа367Нарожный Е.И. Северный Кавказ в XIII-XV веках: проблемы политической истории и этнокультурного взаимовоздействия. Автореф. дисс. … доктора исторических наук. - Владикавказ – 2010.


Примечания.
338 [↑ назад]Нарожный Е.И. Северный Кавказ в XIII-XV веках…
339 [↑ назад]Алексеева Е.П. Археологические памятники Карачаево-Черкесии. – М.: Наука: ИФ «Восточная литература»,1992. – С.131-132; Минаева Т.М. К истории алан Верхнего Прикубанья по археологическим данным. – Ставрополь, 1971. – С.48
340 [↑ назад]Ртвеладзе Э.В. Два мавзолея золотоордынского времени в районе Пятигорья // Советская археология, 1969, № 4, С.262
341 [↑ назад]Там же, С.263
342 [↑ назад]Археологические памятники. Мавзолей Ессен-тук. //stavinfo.net/public_html /region /essentuki/
343 [↑ назад]Ртвеладзе Э.В. Указ. раб. С.229-239; Нарожный Е.И. К этносоциальной атрибуции город-ского населения терско-кумского междуречья (по материалам мусульманских захоронений эпохи Золотой Орды) //Погребальный обряд древнего и средневекового населения Северного Кавказа. – Орджоникидзе, 1988. С.172; Нечаева Л.Г. О мавзолеях Северного Кавказа.., С.88
344 [↑ назад]Зиливинская Э.Д., Чеченов И.М. Указ. раб.; Зиливинская Э.Д. Минареты Золотой Орды // www.nasledie.org; Нарожный Е.И. К этносоциальной атрибуции городского населения …, С.172; Чеченов И.М. Древности Кабардино- Балкарии. – Нальчик, 1969. – С.46, рис. 15
345 [↑ назад]Цыбульский В.В. Календари и хронология стран мира. – М.:Просвещение,1982. - С.67
346 [↑ назад]Нарожный Е.И. Указ. раб. С.163 (Ссылки: Крупнов Е.И., Кузнецов В.А., Марковин В.И., Мерперт Н.Я., Милорадович О.В., Мунчаев Р.М. Полный научный отчёт объединённой Се-веро-Кавказской археологической экспедиции за 1960 г. – Архив ИА РАН, Р-1, №№ 2183, 2183-а)
347 [↑ назад]Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа XVIII-XX вв. – М., 1968, стр. 64
348 [↑ назад]Виноградов В.Б. Время, горы, люди. Грозный, 1980. С.49-55. Считается, что племя борган принадлежало к тем же потомкам раннетюркского (дополовецкого) населения Центрального Кавказа, которых Ибн Баттута в 1334 г. и видел в районе нынешних Кавминвод. Путешественник именует их «тюрками», чётко отличая их от хороши ему известных кипчаков. Поэтому в этих ранних тюрках, отмечают д.и.н. Е.И.Нарожный и С.Я.Березин, «предпочтение… мы должны отдать предкам балкарцев и карачаевцев», заселившим регион задолго до половцев. (Березин С.Я., Нарожный Е.И. О тюрках XIII- XIV вв. на Кавказских Минеральных Водах //Культурная жизнь Юга России. – Краснодар, 2009. – №4, С.43-45)
349 [↑ назад]ЭПСК, Ч.1, С.130
350 [↑ назад]СКЕЛ, С.252-253
351 [↑ назад]Гадиев Умалат. Тайна исчезновения мумий из мавзолея Борга-Каш // www.kavkasion.ru
352 [↑ назад]Мальсагов Ахмет. Князь Бексултан Борганов //Таргим.Ру
353 [↑ назад]Васильев Д.В. Мавзолеи Золотой Орды: географический обзор и опыт типологизации //Ученые записки Астраханского государственного университета. – Астрахань: Изд-во АГК,2003. С.88
354 [↑ назад]Ртвеладзе Э.В. Мавзолеи Маджара // Советская археология., 1973№1, стр. 277
355 [↑ назад]Минаева Т.М. Золотоордынский город Маджар, С.149-150
356 [↑ назад]http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVIII/1760-1780/Gildenstedt/text9.htm
357 [↑ назад]СКЕЛ, С.321-323
358 [↑ назад]Васильев Д.В. Указ. раб.
359 [↑ назад]Федоров-Давыдов Г.А. Искусство кочевников и Золотой Орды. – М.:Искусство,1976. – С.122
360 [↑ назад]Васильев Д.В. Указ. раб.
361 [↑ назад]Федоров-Давыдов Г.А. Указ. раб.С.120
362 [↑ назад]Зиливинская Э.Д. Минареты Золотой Орды //www.nasledie.org
363 [↑ назад]Зиливинская Э.Д. Золотоордынские мечети Кавказа //www.nasledie.org
364 [↑ назад]Там же
365 [↑ назад]Кузнецов В.А. Татартупский минарет XIV в. и мечети Ерхнего Джулата (Вопросы генези-са и времени строительства) // www.budetinteresno.narod.ru
366 [↑ назад]Чеченов ИМ., Зиливинская Э.Д. Мечеть городища Нижний Джулат // Древности Северно-го Кавказа. М. , 1999. С.204
367 [↑ назад]Нарожный Е.И. Северный Кавказ в XIII-XV веках: проблемы политической истории и этнокультурного взаимовоздействия. Автореф. дисс. … доктора исторических наук. - Владикавказ – 2010