Среда, 19.12.2018, 02:21

Карачаевцы и балкарцы

Эринчекни отуннга ийсенг, чымырта келтирир.
Меню сайта
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
22.10.2018 | 20:44 | 33
Тамга нашего рода Лиевых в числе карачаевских? Капец
05.01.2018 | 10:06 | Къарачай-малкъар тукъумла. Карачаево-балкарские фамилии. (А)
Не Абазовы,а Абазаевы, что касается Аккаевых, то там не Аккалары, а Аккайлары
18.12.2017 | 03:59 | Русско-карачаево-балкарский словарь (мини версия)
Помогите кто-нибудь! Что обозначает къалай сыс? Просто друг отправил это сообщение и исчез..
07.12.2017 | 13:29 | Русско-карачаево-балкарский словарь (мини версия)
К сожалению, этот словарь не может быть использован карачаевцами. Практически через слово-ошибка. Это даже вредно. Практически все надо исправлять. Автора бы узнать, кто такое придумал. Господи, ну нельзя так!
26.10.2017 | 19:19 | «Мы пришли из Маджар»: факт или вымысел?
Кесинг англадынгмы не дегенинги къатышдырдынг болгъанны
13.10.2017 | 02:32 | Кабардинские и балкарские фамилии грузинского происхождения
Автор, вы хотя бы понимаете что пишете?
04.05.2017 | 22:28 | Русско-карачаево-балкарский словарь (мини версия)
Къур-къур оюнлу- перевод
17.11.2016 | 20:02 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
жаль,что нет подобного материала, я уверен можно побольше инфы на эту тему сау бол ишигден къууан.
17.11.2016 | 19:59 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Оригинал договора 1827 года или копию где найти?

Р.Т. Хатуев, шейх М.А. Биджи "АЛАНИЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ"

Главная » Библиотека » История » Р.Т. Хатуев, шейх М.А. Биджи АЛАНИЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ » Часть вторая. АЛАНИЯ – ЧАСТЬ МУСУЛЬМАНСКОЙ ИМПЕРИИ (зОЛОТООРДЫНСКИЙ ПЕРИОД ИСЛАМИЗАЦИИ. XIII – XIV вв.) Глава 5. МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА АЛАН
Часть вторая.
АЛАНИЯ – ЧАСТЬ МУСУЛЬМАНСКОЙ ИМПЕРИИ (ЗОЛОТООРДЫНСКИЙ ПЕРИОД ИСЛАМИЗАЦИИ. XIII – XIV вв.)
Глава 5. МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА АЛАН
5.1. Исламская архитектура

Наиболее ярким выражением достижений материальной культуры у народов средневековой эпохи выступали объекты зодчества. Здесь мы заострим внимание на некоторых категориях объектов архитектуры золотоордынского времени.

5.1. А) Молельные сооружения

Верхний Джулат (Татартуп)

Мусульманские памятники здесь датируются ХIV веком317Нарожный Е.И. Северный Кавказ в XIII-XV веках: проблемы политической истории и этнокультурного взаимовоздействия. Автореф. дисс. … доктора исторических наук. - Владикавказ - 2010. В центральной части городища выявлена Большая /соборная/ мечеть общей площадью 198 – 210 кв.м, высотой стен свыше 6 метров. Она «была исследована на две трети» и представляла собой прямоугольное в плане здание, вытянутое с запада на восток, размерами 22,8х11,4 м318Зиливинская Э.Д. Золотоордынские мечети Кавказа //www.nasledie.org.

«В южной стене, - пишет В.А.Кузнецов, - находилась ниша михраба с остатками облицовочных кирпичей с бирюзовой поливой, пол был выложен квадратным кирпичом. Мечеть имела два входа: один — в западной стене против входа в Татартупский минарет и предназначенный для сообщения с последним, второй, главный, — в северной стене против михраба и оформленный в виде арочного портала».

Рис.19. Татартупский минарет

Отмечается, что «неясным остается характер перекрытия соборной мечети, ибо никаких признаков наличия внутренних устоев нет. Обычно это каменные базы несущих деревянных столбов, членящих интерьер на три-четыре продольных нефа». Однако «в Верхне-Джулатской мечети каменных баз нет. Это заставляет предположить, что при ширине интерьера 10 м по осевой линии здания должны были стоять деревянные столбы, опиравшиеся на деревянные базы, до нас не дошедшие. В таком случае перекрытие мечети было бескупольным и представляло двускатную стропильную крышу, снаружи покрытую черепицей»319Кузнецов В.А. Татартупский минарет XIV в. и мечети Верхнего Джулата Вопросы генези-са и времени строительства) // www.budetinteresno.narod.ru.

Другие авторы также отмечают, что не совсем понятно, на что опиралась крыша Большой мечети, поскольку «внутри здания не было обнаружено никаких следов колонн»320Зиливинская Э.Д. Золотоордынские мечети Кавказа //www.nasledie.org.

Рядом с Большой мечетью (2,5 м) находился знаменитый Татартупский минарет (Рис.19), высотой 20,8 м. Он имел прямоугольный в плане цоколь (3,55 х 4,25 м) высотой 2,35 м, сложенный комбинированной кладкой из кирпича и каменных блоков на толстом известковом растворе. Ствол минарета, целиком кирпичный, имел коническую форму и состоял из двух частей (высотой 13,1 м и 5,35 м), которые расчленял двойной сталактитовый пояс. Этот пояс имел как орнаментальное, так и конструктивное назначение» – поддерживал расположенный на высоте 15,5 м кольцевой балкончик шерефэ, «на который выходил муэдзин, возвещая о наступлении часа молитвы». Сейчас от шерефэ, расположенного, сохранился только узкий выступ вокруг ствола да вход. В сталактитах в определенном порядке были расположены круглые изразцы («тарелочки») бирюзового цвета диаметром 8 см. Ниже их шел «пояс из таких же круглых изразцов в сочетании с кирпичными ромбами, а под ним — орнаментальный пояс, рисунок которого представляет стилизацию куфической надписи». Еще ниже располагался еще один пояс из кирпичных ромбов в сочетании с бирюзовыми «тарелочками»321Кузнецов В.А. Путешествие в древний Иристон. – М.:Искусство,1974.

Упомянутый орнаментальный письменный пояс состоял из многократного воспроизведения куфической надписи «Аллах»322Лавров Л.И. Этнография Кавказа (по полевым материалам 1924-1978 гг.). Л. , 1982. – С.189.

Французский ученый и путешественник Дюбуа де Монпере в 1834 году фиксирует на цоколе минарета «остатки весьма поврежденной арабской надписи», видимо, нисбу – строительную надпись, оставляемую мусульманскими зодчими на своих творениях, с указанием имени мастера и года строительства (В.А.Кузнецов).

Минарет обрушился вследствие деятельности советских горе-реставраторов в июне 1981 г.

Единственное изображение Большой мечети «с полным входным проемом» в сторону Татартупского минарета помещено на «Карте пограничной линии Российской Империи между Каспийским и Азовским морями земель близ линии лежащей» (1782 г.) в РГВИА323Кузнецов В.А. Татартупский минарет XIV в. и мечети Верхнего Джулата… .

У Большой мечети, как полагают, находился и мусульманский мавзолей.

Вторая, Малая /квартальная/ мечеть была ориентирована длинной осью в меридиональном направлении и имела размеры 9,8х6,6м. «Внутри пространства мечети находились остатки шести квадратных устоев, которые были расположены в углах помещения и посредине восточной и западной его стен»324Зиливинская Э.Д. Указ. раб..

Она также имела минарет, цоколь которого (2,6 х 2,4 м) был встроен в северную стену здания (у его северо-восточного угла). Минарет имел фундамент глубиной 2,8 м,). «Судя по наличию шести пристенных выступов — пилястр, делящих интерьер на две равные части, перекрытие здания было двухкупольным. Переход от квадратного помещения к куполу осуществлялся при помощи кирпичных тромпов в углах. В южной стене находилась культовая ниша — михраб, но никаких следов декора в виде поливных изразцов не обнаружено; мечеть была не только небольшой, но и весьма скромной» (В.А.Кузнецов). Малая мечеть датируется XIII веком (О.В.Милорадович)325Зиливинская Э.Д. Указ. раб.; Кузнецов В.А. Татартупский минарет XIV в. и мечети Верх-него Джулата (Вопросы генезиса и времени строительства) // www.budetinteresno.narod.ru.

Обе мечети возводились на булыжном фундаменте из квадратного кирпича «золотоордынского типа».

В Верхнем Джулате существовала и третья мечеть, что засвидетельствовано дореволюционными авторами (И.Гюльденштедт, И.Ф.Бларамберг). Отмечаются сведения о том, что минарет этой мечети «находился на берегу Терека и был им смыт во время сильного паводка» (В.А.Кузнецов).

Здешние постройки долгое время пользовались почитанием местных народов. Русские этнографы 1880-х гг. сообщают, что балкарцы («горские татары») и кабардинцы почитают Татартуп. «Самой важной присягой татары считают присягу, произносимую на башне (верно: на минарете, - Р.Х., М.Б.) Татартюба, около Эльхотова, по дороге из Пятигорска в Владикавказ, т.е. ту же, что и кабардинцы. Татартюб такое же мусульманское святилище для кабардинцев, как и для горских татар. Произнесши, вслед за именем Бага, имена двух братьев (Татартюб и Пенджехасан, миссионеров, принесших мусульманство в Кабарду), татарин и кабардинец одинаково считают себя обязанными говорить правду под страхом самых тяжких последствий и для своего рода за всякое, даже малейшее уклонение от истины»326Иванюков И.И., Ковалевский М.М. У подошвы Эльборуса //Вестник Европы. 1886. Кн.1,2. С.107. (Пендж-е Хасан – святилище, о котором упоминает турецкий путешественник XVII в. Эвлия Челеби; название происходит от персидского пендж «пять» + имя соб. Хасан, и было связано с будто бы хранившемся в том святилище отпечатком кисти (пятерни) Хасана – внука пророка Мухаммада). Почитание Татартупа до революции фиксируется не только у балкарцев, кабардинцев и осетин, но и «у некоторых ногайцев, живущих около Пятигорска». У них, сообщается в печати той поры, «есть обычай сходить перед Новым годом на поклонение в урочище Татартуп. Обычай этот перешел к ним от кабардинцев, питающих до сих пор глубокое уважение к курганам и остаткам, напоминающим существование близ Татартупа какого-то города»327Новый год в Ставропольской губернии //ИКОРГО. т. IV, 1875-1877. С.100.

В целом следует отметить суеверный страх, религиозные установки горцев относительно старинных развалин328Бабушка одного из авторов этих строк, Гапбай Шонаевна Гаджаева (урожденная Хыбыртова), в 1970-е гг. предостерегала его (тогда школьника), от посещения руин Хумаринского городища, указывая, что в таких местах можно получить порчу (заран), которая связывалась с джиннами..

Нижний Джулат

Самая большая соборная мечеть на Северном Кавказе была раскопана на аланском городище Нижний Джулат в Кабардино-Балкарии.

Ее площадь составляла 436 кв. м. Фундамент был сложен из речного булыжника, а сами стены, как предполагают, из кирпича. К системе перекрытия относились помещенные внутри здания каменные базы колонн, поставленные на фундаменты из обожженного кирпича («строение этих фундаментов совершенно такое же», как и в мечети Селитренного городища, т.е. в столичном г.Сарай-Бату). Пол мечети был выложен кирпичом. К стене мечети примыкал прямоугольный в плане цоколь минарета размерами 5,8 х 4,75. «Кладка его, выполненная из больших тесаных каменных блоков, чередующихся с фигурно выложенными стопками кирпичей почти идентична кладке цоколя Татартупского минарета»329Зиливинская Э.Д. Указ. раб.. Внутри цоколя находилось круглое в плане помещение со следами деревянной лестницы, видимо, минарет мечети Нижнего Джулата был аналогичен Татартупскому минарету330Зиливинская Э.Д. Чеченов И.М. Подземный склеп-мавзолей Нижнего Джулата //www.nasledie.org; Её же: Минареты Золотой Орды // www.nasledie.org.

Внутри мечети выявлен подземный склеп с мусульманскими погребениями (см. ниже).

Рис.20 Раскоп Нижне-Джулатской мечети (www.balkaria.info)

Маджар

Академик-натуралист С.Г.Гмелин (сентябрь 1772 г.) первым дал подробное описание памятников исламского зодчества Маджара. «Развалины сии, - пишет он, - свидетельствуют, что город был велик и великолепен; это видно из некоторых уцелевших остатков зданий. Другие менее сохранились; большая часть так разрушена временем, что видны только груды обломков и обвалившиеся основания сводов». Он сообщает, что наиболее сохранившиеся «и любопытнейшие остатки почти все находятся на краях» городища, «они и огромнее прочих, и кирпичи в них больше, украшений также более, самые строения более удалены одно от другого»331Минаева Т.М. Золотоордынский город Маджар, С.149-150.

Примерно в 500 саженях западнее от мавзолеев академик И.Гюльденштедт (1773 г.) отмечает «руины магометанской мечети с находящейся при ней башней или минаретом», а еще 500 саженей западнее – «другие развалины такого же молитвенного дома». Ученый допускает, что между обоими строениями, «вероятно, стояли жилища, от которых не осталось никаких следов»332http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVIII/1760-1780/Gildenstedt/text9.htm.

Гмелин пишет, что маджарские «здания вообще разного вида: четырехугольные, осьмиугольные и круглые в вышину от 4 до 9 сажен». При этом «на четырёх- и восьмиугольных зданиях или надстроена острая пирамида или вообще пирамидой они оканчиваются». Это, безусловно, мавзолеи. А когда упоминаются «лестницы в стенах, винтом сделанные редкие более 15 вершков в ширину имеющие», которые «ведут в пирамиду или на купол»333Минаева Т.М. Указ. раб., С.149-150, очевидно, что речь идет о минарете.

Здания в Маджаре, отмечает Т.М.Минаева, «возводились из хорошо обожжённого кирпича, имевшего квадратную форму, и из естественного камня». Они украшались особым «обделочным» кирпичом, лицевая сторона которого покрывалась глазурью голубого, зелёного, красного идя жёлтого цвета. Такие, глазированные кирпичи иногда украшались растительным орнаментом, зачастую делалась орнаментальная мозаика «из мелких глазированных кусочков… в виде звёзд, цветных зигзагов и других геометрических фигур». Украшения такого рода размещались «на карнизах зданий, косяках дверей и окон, стенах и полах» общественных зданий, на сооружениях над погребальными склепами и в частных жилых домах знати.

Рис.21 Мечети и минареты на карте Маджарского городища (рис. И.Гюльденштедта, 1773)

Рис.22 Дверная ручка с арабской надписью (по Т.М.Минаевой)

Стены мечетей и медресе, помимо того, «украшались рядами глазированных плиток с цитатами» из Корана. «На темносинем или голубом фоне ярко выделялись белые или чёрные арабские письмена». Стены мавзолеев также «были украшены цветными глазированными кирпичами и причудливым орнаментом»334Минаева Т.М. Указ. раб.С.137.

Возможно, мечети принадлежит бронзовая дверная ручка из Маджара, на которой помещена арабская надпись «Кто пришел сюда, спасён будет» (Рис.22).

В зданиях, включая, очевидно, мечети и суфийские обители, использовалась совершенная для той поры система отопления, при которой помещения обогревались посредством дымоходов, проведённых под полами. Сама топка располагалась вне жилых комнат, но под одной с ними крышей, в сенях. «Эту систему отопления принесли, по-видимому, среднеазиатские мастера»335Минаева Т.М. Указ. раб.С.138.

Хранители мечети, видимо, использовали для её нужд и городской водопровод (длиной 648 м с четырьмя изгибами-коленами), который прокладывались от берега р.Кумы в виде сети глиняных цилиндрических труб в неглубокой канаве, облицованной квадратным кирпичом (после прокладки канава засыпалась землёй). Головное сооружение «находилось в северо-западной части города и имело вид высокого вместительного кирпичного свода». Водопровод вел с северо-запада на юго-восток города336Минаева Т.М. Указ. раб.С.138.

Аналогичная водопроводная система выявлена и в других мусульманских городах Кавказа. Как справедливо пишет археолог Т.М.Достиев, подземные гидросооружения, разветвленные канализационные линии и другие фактические материальные доказательства в таких городах «свидетельствуют о заботливом отношении к благоустройству и необходимых мерах, проводимых городским управлением».

Такой «высокий уровень благоустройства города, был связан с высоким общим культурным уровнем горожан для тех времен, с существованием древних традиций, с расширением экономическо-культурных связей, со строгими гигиеническими требованиями Исламской религии»337Достиев Т.М. К благоустройству средневекового города Шамкир.


Примечания.
317 [↑ назад]Нарожный Е.И. Северный Кавказ в XIII-XV веках: проблемы политической истории и этнокультурного взаимовоздействия. Автореф. дисс. … доктора исторических наук. - Владикавказ - 2010
318 [↑ назад]Зиливинская Э.Д. Золотоордынские мечети Кавказа //www.nasledie.org
319 [↑ назад]Кузнецов В.А. Татартупский минарет XIV в. и мечети Верхнего Джулата Вопросы генези-са и времени строительства) // www.budetinteresno.narod.ru
320 [↑ назад]Зиливинская Э.Д. Золотоордынские мечети Кавказа //www.nasledie.org
321 [↑ назад]Кузнецов В.А. Путешествие в древний Иристон. – М.:Искусство,1974
322 [↑ назад]Лавров Л.И. Этнография Кавказа (по полевым материалам 1924-1978 гг.). Л. , 1982. – С.189
323 [↑ назад]Кузнецов В.А. Татартупский минарет XIV в. и мечети Верхнего Джулата…
324 [↑ назад]Зиливинская Э.Д. Указ. раб.
325 [↑ назад]Зиливинская Э.Д. Указ. раб.; Кузнецов В.А. Татартупский минарет XIV в. и мечети Верх-него Джулата (Вопросы генезиса и времени строительства) // www.budetinteresno.narod.ru
326 [↑ назад]Иванюков И.И., Ковалевский М.М. У подошвы Эльборуса //Вестник Европы. 1886. Кн.1,2. С.107
327 [↑ назад]Новый год в Ставропольской губернии //ИКОРГО. т. IV, 1875-1877. С.100
328 [↑ назад]Бабушка одного из авторов этих строк, Гапбай Шонаевна Гаджаева (урожденная Хыбыртова), в 1970-е гг. предостерегала его (тогда школьника), от посещения руин Хумаринского городища, указывая, что в таких местах можно получить порчу (заран), которая связывалась с джиннами.
329 [↑ назад]Зиливинская Э.Д. Указ. раб.
330 [↑ назад]Зиливинская Э.Д. Чеченов И.М. Подземный склеп-мавзолей Нижнего Джулата //www.nasledie.org; Её же: Минареты Золотой Орды // www.nasledie.org
331 [↑ назад]Минаева Т.М. Золотоордынский город Маджар, С.149-150
332 [↑ назад]http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVIII/1760-1780/Gildenstedt/text9.htm
333 [↑ назад]Минаева Т.М. Указ. раб., С.149-150
334 [↑ назад]Минаева Т.М. Указ. раб.С.137
335 [↑ назад]Минаева Т.М. Указ. раб.С.138
336 [↑ назад]Минаева Т.М. Указ. раб.С.138
337 [↑ назад]Достиев Т.М. К благоустройству средневекового города Шамкир