Пятница, 29.03.2024, 08:31

Карачаевцы и балкарцы

Элинг бла къыйналгъан байрамды.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Р.Т. Хатуев, шейх М.А. Биджи "АЛАНИЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ"

Главная » Библиотека » История » Р.Т. Хатуев, шейх М.А. Биджи АЛАНИЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ » Часть вторая. АЛАНИЯ – ЧАСТЬ МУСУЛЬМАНСКОЙ ИМПЕРИИ (зОЛОТООРДЫНСКИЙ ПЕРИОД ИСЛАМИЗАЦИИ. XIII – XIV вв.) Глава 4. АЛАНЫ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ
Часть вторая.
АЛАНИЯ – ЧАСТЬ МУСУЛЬМАНСКОЙ ИМПЕРИИ (ЗОЛОТООРДЫНСКИЙ ПЕРИОД ИСЛАМИЗАЦИИ. XIII – XIV вв.)
Глава 4. АЛАНЫ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ
4.3. Страны ислама в системе внешних связей

Во второй половине ХIII в. резко упало значение многих традиционных маршрутов, связывавших Северный Кавказ с Южным. Это было связано с войной между двумя ветвями Чингизидского дома – Джучидами (Золотой Ордой) и Хулагуидами (Иран и прилегающие южнокавказские территории), которая началась в 1262 г. и с перерывами шла почти столетие279Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды //На стыке континентов и цивилизаций. – М.:Инсан,1996. – С.319. Старые нагорные и предгорные пункты транзитной торговли Алании, начавшие «усыхать» еще до монгольских завоеваний, в прежнем объеме, кажется, так и не возродились.

Поскольку сухопутные магистрали внешнеэкономических связей сместились с нагорья в равнинную часть Центрального Кавказа (в тот же Маджар), аланское купечество «размещало капиталы» именно в равнинных пунктах транзитной торговли. Иного и быть не могло, так как купец может воспроизводить капитал только в таких пунктах. Этим и объясняется то, что мы не обнаруживаем кладов золотоордынских монет в горной части Алании, хотя здесь и встречаются их отдельные находки.

Большое значение имели морские коммуникации, которыми Золотая Орда была связана со странами бассейна Черного и Средиземного морей. Именно они позволили заключить стратегический военно-политический союз Золотой Орды с мамлюкским Египтом. Между крымским портом Каффа и египетской Александрией постоянно курсировали торговые суда, которые доставляли и дипломатические миссии. Арабские источники сообщают, что в 659 г.х. (1260/1 г.) мамлюкский султан Аль-Малик Аз-Захир, больше известный как Бейбарс, направил золотоордынскому хану Берке послание, в котором сообщал, что получает вести о принятии этим ханом ислама. Исходя из этого, султан указывал, что с этого времени для Берке обязателен джихад, «так как он /Берке/, вступив в религию ислама, должен воевать с неверными». Конкретно же речь шла о Хулагу – монгольском правителе Ирана, который умертвил последнего в Багдаде халифа из дома Аббасидов. Для нас здесь важно, что послание от султана хану Берке доставил один «из алланских торговцев»280СМИЗО, Т.1, С.98.

По-видимому, аланская торговая прослойка уже не первый год развивала связи между Северным Кавказом и странами мусульманского мира. Об этом косвенно свидетельствует само указание на аланскую национальность торговца, которому, по сути, доверили налаживание дипломатических отношений между двумя мусульманскими государями. Торговцы аланского происхождения неоднократно упоминаются арабскими летописями и в последующем, напр., «аланские купцы» в Крыму – под 1298/9 г.281СМИЗО, Т.1, С.112 (Кстати, Аль-Муфаддаль сообщает, что при хане Берке в Крыму обитало «множество кипчаков, русских и аллан»282СМИЗО, Т.1, С.192).

Свою миссию купец-дипломат, судя по всему, выполнил успешно, поскольку произошел обмен посольствами. В Золотую Орду прибыло египетское посольство в составе эмира Сейфеддина Кушарбека ат-Тюрки (некогда служившего при дворе хорезмшаха) и факиха (правоведа) Меджеддина ар-Рудзравери. Когда те пустились в обратный путь, вместе с ними в 1263 г. в Египет направилось золотоордынское посольство в составе коего называются эмир Джелаледдин сын кадия Дауката и шейх Нуреддин Али (по другим данным – Иззеддин Ат-Туркмани) и другие лица. Они прибыли морем в Александрию. Ханские дипломаты подтвердили принятие ислама правителем Золотой Орды, от которого передали султану ответное послание. Хан сообщал, что, наряду с ним, ислам приняли и перечисленные им по именам, племенам и родам его приближенные «со своими чадами и домочадцами», «со своими ратями и слугами». Берке уведомлял, что «для вознесения превыше всего слова Аллаха» сразился с Хулагу, хотя он «от плоти и крови моей», но «мятежник», который «не верует в Аллаха и посланца Его». Египетский султан «обласкал послов Берке» и вручил им дары для хана, в числе которых упоминается и Коран, написанный, «как говорят», рукой третьего праведного халифа Османа ибн Аффана283СМИЗО, Т.1, С.98-99; 189.

Союз, установл енный при Берке, поддерживался на протяжении почти всего последующего столетия. Известно об обмене дипломатическими миссиями 670 г.х. (1271/2 г.); 680 г.х. (1281/2 г.); 682 г.х. (1283/4 г.), 704 г.х. (1304/5 г.), 706 г.х. (1306/7 г.), 711 г.х. (1311/12)284Там же, С.102-105, 196-197 и др.

Новый импульс ордыно-египетские отношения получили в правление хана-мусульманина Узбека (1312-1342), при котором между Ордой и Египтом известны частые обмены посольствами (1314 г., 1315/6 г., 1317 г., 1320 г., 1322 г., 1323/4 г., 1325 г., 1328 г., 1334/5 г., 1336/7 г.)285СМИЗО, Т.1, 198-199.

Арабские источники сообщают о браке египетского султана Аль-Малика Ан-Насира и племяннице («дочь брата») Узбек-хана в 1320 г., с которой в Египет прибыл шейх Нуреддин286СМИЗО, Т.1, 198-199, 526-527. Источники дают её имя и родословие (кажется, сокращенное). Одна версия: Тулунбай (ум.1364) – дочь Тугаджи, сына Хинду, сына Бекра (Берке?), сына Джучи, сына Чингиз-хана287СМИЗО, Т.1, С.439-440. Другая версия гласит, что Хинду был сыном Теку, сына Джучи288СМИЗО, Т.1, С.518.

Египетских и ордынских государей связала их близость к суфизму. Как и ханы, египетские султаны покровительствовали суфийскому движению, стимулировали появление суфийских обителей (ханака, завийа, рабат)289Семенова Л.А. Салах-ад-дин и мамлюки в Египте. – М.:Наука: Восточная литература,1966. – С.77.

Конечно, не случайно на месте золотоордынских поселений и погребений встречаются материалы египетского происхождения (напр., динар султана Бейбарса290Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и её падение. М., 1998, стр. 67, импортные предметы из Маджара291Волкова Н.Г. Маджары //КЭС, Вып.5. – С.64 и др.).

На то, что аланское купечество было связано с торговым сословием стран ислама указывают и другие многочисленные находки на местах аланских городов той поры разнообразных предметов импортного производства. В Маджаре это предметы, включая монеты, из стран мусульманского мира – Ирака (Джалаириды), Ирана (Хулагуиды), Хорасана (Чагатаиды), Средней Азии, а также Грузии, Руси, Китая, Византии и других стран292Волкова Н.Г. Маджары //КЭС, Вып.5. – С.63.

Рис.16 Находки в Маджаре. Золо-той динар из Делийского султана. XIV в.

О связях Золотой Орды с Индией свидетельствует обнаружение в Маджаре золотых динаров делийских султанов Алауддина Мухаммада (1296-1316) и Мухаммада Таглака (1325-1351) /Рис.16/, сообщение летописи «о посылке индийскими купцами в Крым каравана верблюдов с мускусом»293Ртвеладзе Э.В. Два динара делийских султанов с городища Маджар //Советская археология. М., 1972, №1, С.271.

Со временем владычества Золотой Орды связано и возрождение денежного обращения на Северном Кавказе. О вовлечении аланского населения в товаро-денежные отношения косвенно свидетельствуют находки джучидских монет на равниной и горной частях территории исторической Алании.

В Джучидском улусе монеты начал чеканить Батый (Бату-хан), который выпускал их от имени верховного хана Монгольской империи Мункэ. Эта традиция продолжилась в правление хана Берке, выпускавшего монеты от имени верховного хана Арын-Буги. От своего же имени впервые золотоордынские монеты стал чеканить и внук Баты – хан Meнгу-Тимур, царствовавший в 1266-1282 гг.294Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды.., С.321.

Находки джучидских монет, битых в ХIII в. в нагорной и предгорной части региона весьма редки295Федоров-Давыдов Г.А. Клады джучидских монет //Нумизматика и эпиграфика. М., 1960. Т.1.С.150, 175. Все это в целом свидетельствует о том, что в ХIII в. товаро-денежные отношения в регионе только начали возрождаться. Централизованный характер Джучидского государства позволял осуществлять успешную эмиссию денег в течение довольно длительного мир времени. Как известно, одним из важнейших условий успешной эмиссии является беспрерывное воспроизводство монетного сырья.

В джучидское время основная часть монетной массы, которой располагали аланы, была сосредоточена в руках купечества. Соответственно, именно оно использовало монеты не только в качестве средства обращения, но и в качестве средства накопления. Так как деятельность аланского купечества протекала вне предгорий, то, следовательно, вне предгорий и следует искать клады аланских купцов. В любом случае, использование населением рассматриваемого региона (в т.ч. аланами) монет в качестве средства накопления несомненно.

Значительную роль в вовлечении местного населения в товаро-денежные отношения, безусловно, сыграла и активность итальянских, в первую очередь генуэзских купцов, деятельность которых охватывала весь Северный Кавказ, (включая горные районы) от Причерноморского побережья до Дагестана включительно.

Как отмечает Г.Е.Федоров-Давыдов, в Орде практиковалась т.н. «свободная» или «открытая» организация монетного дела296Федоров-Давыдов Г.А. Монеты – свидетели прошлого. М.:Изд-во МГУ.1985. С.94. Это означает, что серебро поступало от населения, которое сдавало в монетные дворы различного рода серебряную утварь, лом и т.п., из которого чеканились монеты (по строго предписанной стопе) и возвращались хозяину серебра. Естественно часть денег удерживалась и шла на выдачу жалованья работникам монетного двора, поступала в казну. О такой практике в организации денежного дела города Азак на побережье Азовского моря, где находилась итальянская колония Тана, сообщает финансист Пеголетти (XIV в.): «И когда кто-либо относит серебро на монетный двор Таны, то из каждого из названных соммов (весовых единиц) монетный двор делает 202 аспра (аспром итальянцы называли ордынский дирхем, авт.) по счету. И хотя монетный двор делает из сомма 202 аспра, но отдает посторонним 190 аспров и считается, что остаток идет за работу и в доход монетного двора. Так, что 190 аспров приравниваются по оценке к танскому сомму»297Цит. По: Федоров-Давыдов Г.А. Монеты – свидетели прошлого, С.94.

Другим немаловажным источником поступления серебра была дань, взимаемая Ордой с вассально зависимых земель. Известно, например, что в конце XIV в. Московское княжество уплачивало Орде дань в 5 320 рублей ежегодно. Отметим, что рубль того времени являл собой брусок серебра весом в 204,756 г298Леонтьева Т.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключик тайнам Клио. М.:Просвещение,1994.С..111. Следовательно от Москвы Орда получала в год 1 тонну 89 кг 302 г серебра. Поскольку вес золотоордынского дирхема в ту пору составлял 1,59 г299Виноградов В.Б. Судьбы древних монет. Грозный,1982, С.73, можно легко вычислить, что из «московского» серебра ханы могли начеканить более 685 000 дирхемов. Для того, чтобы хотя бы частично сориентироваться в значении этой суммы приведем пример. В названное время надельный заработок рядового ремесленника на Руси составлял от 2,5 до 7 денег, т.е. в среднем около 5 денег. Годовая же зарплата такого ремесленника была в среднем 260 денег (52 недели в году х 5 денег), или же 1,3 рубля (1 рубль = 200 деньгам). Это означает, что за сумму, которую Москва уплачивала Орде можно было в течение целого года содержать 4 092 человека т.е. население небольшого города! И это только от одного из многих подвластных земель.

Третьим значительным источником поступления массы серебра были торговые пошлины, взимавшиеся с купцов, следовавших в портовые города Орды или проходивших через ее территорию по магистральным караванным путям или речным торговым маршрутам.

Рис.17 Находки в Карачаево-Черкесии. Дирхем. Тимуриды. Махмуд и Тимур. 1390-е гг. Серебро. Самарканд. Из фондов КЧМЗ

Рис.18 Пул. Медь. Билярский аналог джулатской монеты. (по А.З. Сингатуллиной)

Конечно же, существенную роль в воспроизводстве серебряного сырья играли рудники. В том числе и северокавказские. Некоторые исследователи полагают, что именно благодаря наличию серебряных и медных месторождений на Северном Кавказе в этом регионе впервые после хазар появились местные монетные дворы. Совершенно справедливым нам представляется положение, выдвинутое Е.И.Нарожным о том, что самостоятельная денежная эмиссия в Маджаре могла быть обусловлена «лишь наличием собственной сырьевой базы, обеспечивавшей монетное дето» и связью топографии источников этого сырья с месторождениями металлов в горах Центрального Кавказа300Нарожный Е.И. К изучению динамики золотоордынского присутствия на Центральном Кавказе //Археология и вопросы хозяйственно-экономической истории Северного Кавказа. Грозный,1987.С.61.

Таким образом правители Золотой Орды обеспечивали себя драгоценным металлом, необходимым для успешной эмиссии. В городищах аланских территорий выявляются монеты, чеканившиеся на следующих монетных дворах:

  • Сарай «Дворец» (на монетах и как Сарай аль-Махрус «Дворец /Бого/хранимый»), локализуется на месте у современного с.Селитренного Хабалинского района Астраханской области;
  • Хаджи-Тархан (Астрахань),
  • Сарай Берке (на монетах – Сарай аль-Джадид «Новый Сарай»;
  • Гюлистан.

Отметим, что Новый Сарай и Гюлистан пока точно не локализованы, идут споры об их нахождении на месте Царевского городища (у совр. с.Царева Ленинского района Волгоградской области).

В Приложении 3 мы приводим упоминаемые в электронных публикациях основные монетные дворы Золотой Орды. Но в данном перечне отсутствуют два северокавказских монетных двора – нижне-джулатский и ново-маджарский. Непосредственно на аланской территории, в Нижнем Джулате (терр. совр. Кабардино-Балкарии), монетный двор был открыт уже в правление хана Токты (1291-1312).

Пока известна лишь одна монета данного монетного двора – медный пул, битый в 692 или 696 г.х. (1293 или 1297 гг.)301Виноградов В.Б., Депуева А.Б. Монетные находки клады на территории Кабардино-Балкарии (до конца XVIII в.) //Археология и вопросы хозяйственно-экономической истории Северного Кавказа. Грозный, 1987. Эта монета найдена в Нижне-Джулатском городище.Она опубликованный еще Х.М. Френом (1826 и 1832 гг.). «Это анонимная монета с тамгой и искаженной датой - 292 г.х. (вместо 692 или 696 г.х.)». Но А.В.Пачлаков, сомневается в джулатском чекане, указывая на то, что казанский нумизмат А.З. Сингатуллина аналогичную монету относит к чекану Биляра. «Такое чтение вполне вероятно как по палеографии имени, так и по сходству рассматриваемой монеты с чеканом Б-лара (близость в оформлении монетных типов и одно время - конец XIII в.)»302Пачлаков А.В. Нумизматика Джулата //www.nasledie.org.

В своей время О.Блау (1876 г.) упоминал о медной монете с изображением львиной головы и с тамгой (год неясен), выпущенной в Djelladе (?). Но и здесь А.В.Пачлаков указывает на то, что «известны серебряные монеты Булгара с изображением головы льва»303Там же.

Как Джулату, так и Булару может относится дирхем с неясным именем хана из клада XIV в., найденного в Татарстане, и упоминаемый Н.П.Загоскиным (1884 г.)304Там же.

К чеканке Джулада, по мнению В.Г.Тизенгаузена (1899 г.), относился чагатаидский дирхем из собрания Эрмитажа, опубликованный А.К. Марковым (1896 г.)305Там же.

А.В.Пачлаков, полагает, что отсутствует монета, которая может иметь бесспорно джулатскую атрибуцию, относит Джулат «в разряд "мифических" монетных дворов Золотой Орды»306Там же.

Такой вывод нам представляется поспешным и излишне категоричным.

Ближайший к Алании монетный двор располагался в упоминавшемся г.Азаке (Тане), где чеканились монеты, выпущенные ханами Кульпой (760 г.х.=1359 г.), Наурузом (760 г.х. = 1359 г.), Орда-Шейхом (1361 г.), Мамаем (762 г.х.), Абдуллахом (762 г.х.), Кильдибеком(1361 г.)307Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды..,.

Третий из известных нам северокавказских монетных дворов располагался в г.Маджаре, где открыт он был также при хане Токте. Само название этого города впервые зафиксировано именно на джучидских монетах – серебряных дирхемах, битых в 710 г.х. (1310/11 гг.), чеканенных от имени этого хана308Ртвеладзе Э.В. К истории города Маджар, С.155. Монеты маджарской чеканки обнаружены далеко за пределами Центрального Предкавказья, вплоть до Тулы и Астрахани, что указывает на обширные торговые связи Маджар. О том же свидетельствуют находки здесь значительного количества монет, битых в других монетных дворах Золотой Орды. Анализ состава монетных находок в Маджаре (по состоянию на 1963 г.) показал, что почти 70% их принадлежит чекану ханов Узбека и Джанибека309Волкова Н.Г. Маджары //КЭС, Вып.5. М.,1972.. С наступлением в Орде периода раздробленности, южные области (включая Северный Кавказ) обособляются от центра. В 1361-1362 гг. Маджар попадает под власть Кильдибека, а вскоре, видимо, включается в состав какого-то самостоятельного владения, о чем говорит выпуск с 763 по 767 гг.х. маджарских монет без имени какого либо хана310Ртвеладзе Э.В. К истории города Маджар…. Впоследствии здесь чеканились монет с именами Абдуллаха (подставной хан темника Мамая) /с 767 г.х./, Джанибека II (767/768 гг.х.) и, наконец, Тохтамыша (1380-1395), которому временно удалось объединить Золотую Орду311Там же; Волкова Н.Г. Маджары //КЭС, Вып.5. М.,1972..

Четвертый из зафиксированных источниками (нумизматическими) монетных дворов находился в Новом Маджаре, располагавшимся, видимо, у села Бургон-Маджар в 30 км к востоку от города Маджар312Ртвеладзе Э.В. К истории города Маджар, С.160. Известны дирхемы, чеканенные здесь от имени Мухаммеда, второго подставного хана Мамая313Там же.

Анализ находок джучидских монет на Центральном Кавказе показывает, что подавляющая их часть бита в период с кон. ХIII в. до 1360-х гг. Согласно Г.Е.Федорову-Давыдову, по месту монетные находки в целом относились в основном к чекану Сарая и Нового Сарая (серебра – более 70%, меди – свыше 45%), в меньшей степени – Гюлистана и Хаджи-Тархана, а также Азака и Маджара314Федоров-Давыдов Г.А. Находки джучидских монет //Нумизматика и эпиграфика. М., 1963. Т.4, С. 169.

Но с началом «смутного времени» в Золотой Орде (1360-е гг.) резко сокращается приток сюда монет, чеканенных в других центрах Орды. По подсчетам, сделанным Э.В.Ртвеладзе, из общего числа найденных в Маджаре монет, битых в 1359-1370-х гг., абсолютное большинство принадлежит к маджарскому т.е. местному чекану – 76%, что указывает на «нарушение в период феодальных смут обычных торговых и экономических связей» города Маджар с городами Нижнего Поволжья»315Ртвеладзе Э.В. К истории города Маджар, С.160,161.

В Золотой Орде (Джучидском государстве) господствовал серебряный монометаллизм, золотая монета не чеканилась. Основной денежной единицей; был серебряный дирхем, вес которого почти не менялся за всю историю монетного дела Джучидов. Курс валюты регулировался эмиссией медных монет-пулов: время от времени правительство выпускало «новые пулы», обращавшиеся по принудительному курсу, а «старые» медные монеты из обращения изымались. Таким способом удавалось в течение длительного времени поддерживать устойчивый вес дирхема.

Основная масса типов дирхемов имела стандартный облик: на аверсе помещались имя и титул хана («султан справедливый»), на реверсе – место и дата чекана.

В целом золотоордынская нумизматика в отношении серебряных монет следовала традиции монэпиграфичности, господствовавшей в мусульманском мире. Употребительны были различные знаки, на медных монетах – изображения некоторых животных, о чем мы подробнее скажем ниже.

***

Нашими предшественниками уже давно говорилось о научной ущербности привычного стереотипа, окрашивающего весь период пребывания Северного Кавказа в составе Золотой Орды в неизменно темные тона. Если бы в течение почти 150 лет Золотая Орда и вправду только тем и занималась, что угнетала, грабила и изничтожала местное население, то непонятно, отчего же в тяжелые годы борьбы с Тимурам аланы неизменно поддерживали Орду, причем даже после её разгрома. Очевидно, что аланы, будь они по-настоящему угнетенным народом, не могли бы создать целый квартал в самом сердце державы своих «угнетателей» – г.Сарае. Именно в период владычества Золотой Орды на всем Северном Кавказе возрождается экономическая жизнь, возникают города, восстанавливаются старые и устанавливаются новые караванные маршруты. Уместным будет заметить, что в недалеком прошлом точно такой негативней подход существовал в отечественной историографии в отношение Хазарского каганата, пока не было окончательно доказано, что «роль хазар в истории была прогрессивной»316Артамонов М.И. История хазар. 2-е изд. – СПб: Изд-во «Лань»,2001. С.457.

Нельзя обойти молчанием то, что Золотая Орда (как каганат) была не, просто имперским государством, созданным путем насильственного объединения стран и народов, а империей особого рода, где представители этих же стран и народов могли достигать высшего положения в правящем классе.


Примечания.
279 [↑ назад]Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды //На стыке континентов и цивилизаций. – М.:Инсан,1996. – С.319
280 [↑ назад]СМИЗО, Т.1, С.98
281 [↑ назад]СМИЗО, Т.1, С.112
282 [↑ назад]СМИЗО, Т.1, С.192
283 [↑ назад]СМИЗО, Т.1, С.98-99; 189
284 [↑ назад]Там же, С.102-105, 196-197
285 [↑ назад]СМИЗО, Т.1, 198-199
286 [↑ назад]СМИЗО, Т.1, 198-199, 526-527
287 [↑ назад]СМИЗО, Т.1, С.439-440
288 [↑ назад]СМИЗО, Т.1, С.518
289 [↑ назад]Семенова Л.А. Салах-ад-дин и мамлюки в Египте. – М.:Наука: Восточная литература,1966. – С.77
290 [↑ назад]Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и её падение. М., 1998, стр. 67
291 [↑ назад]Волкова Н.Г. Маджары //КЭС, Вып.5. – С.64
292 [↑ назад]Волкова Н.Г. Маджары //КЭС, Вып.5. – С.63
293 [↑ назад]Ртвеладзе Э.В. Два динара делийских султанов с городища Маджар //Советская археология. М., 1972, №1, С.271
294 [↑ назад]Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды.., С.321
295 [↑ назад]Федоров-Давыдов Г.А. Клады джучидских монет //Нумизматика и эпиграфика. М., 1960. Т.1.С.150, 175
296 [↑ назад]Федоров-Давыдов Г.А. Монеты – свидетели прошлого. М.:Изд-во МГУ.1985. С.94
297 [↑ назад]Цит. По: Федоров-Давыдов Г.А. Монеты – свидетели прошлого, С.94
298 [↑ назад]Леонтьева Т.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключик тайнам Клио. М.:Просвещение,1994.С..111
299 [↑ назад]Виноградов В.Б. Судьбы древних монет. Грозный,1982, С.73
300 [↑ назад]Нарожный Е.И. К изучению динамики золотоордынского присутствия на Центральном Кавказе //Археология и вопросы хозяйственно-экономической истории Северного Кавказа. Грозный,1987.С.61
301 [↑ назад]Виноградов В.Б., Депуева А.Б. Монетные находки клады на территории Кабардино-Балкарии (до конца XVIII в.) //Археология и вопросы хозяйственно-экономической истории Северного Кавказа. Грозный, 1987
302 [↑ назад]Пачлаков А.В. Нумизматика Джулата //www.nasledie.org
303 [↑ назад]Там же
304 [↑ назад]Там же
305 [↑ назад]Там же
306 [↑ назад]Там же
307 [↑ назад]Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды..,
308 [↑ назад]Ртвеладзе Э.В. К истории города Маджар, С.155
309 [↑ назад]Волкова Н.Г. Маджары //КЭС, Вып.5. М.,1972.
310 [↑ назад]Ртвеладзе Э.В. К истории города Маджар…
311 [↑ назад]Там же; Волкова Н.Г. Маджары //КЭС, Вып.5. М.,1972.
312 [↑ назад]Ртвеладзе Э.В. К истории города Маджар, С.160
313 [↑ назад]Там же
314 [↑ назад]Федоров-Давыдов Г.А. Находки джучидских монет //Нумизматика и эпиграфика. М., 1963. Т.4, С. 169
315 [↑ назад]Ртвеладзе Э.В. К истории города Маджар, С.160,161
316 [↑ назад]Артамонов М.И. История хазар. 2-е изд. – СПб: Изд-во «Лань»,2001. С.457